Формирование социально-моральной компетентности подростков – есть ли решение у этой задачи?
Подробнее о конференции
Повестка конференции содержала следующие актуальные вопросы:
- организация внеурочных обучающих программ в средних общеобразовательных школах;
- методы и подходы к формированию социально-моральной компетентности подростков;
- разработка обучающих программ, направленных на развитие социально-моральной компетентности подростков.
На пленарном заседании, помимо наших коллег, с докладами выступили:
- А.А. Реан, д-р психол. наук, профессор, член-корреспондент РАО, — «Современный подросток: ценности, риски экстремизма и ксенофобии»;
- Хаутамяки Яркко, профессор, директор «Центра оценки качества образования», университет г. Хельсинки, Финляндия, — «Школа для всех: какая помощь и поддержка требуется учащимся со стороны учителя»;
- Е.Г. Артамонова, канд. психол. наук, главный редактор журнала «Образование личности», — «Моральное развитие одаренных детей»;
- Е.В. Харисова, заместитель директора Методического центра ЮЗОУО, — «Формирование социально-моральной компетентности обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»;
- Веркасало Маркку, доцент университета г. Хельсинки, Финляндия, — «Изменение ценностных ориентаций российских подростков: сравнительный анализ данных 1999-2012 гг.»;
- Л.Т. Потанина, канд. пед. наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, — «Технология развития системы ценностей у подростков в образовательном пространстве»;
- и другие.
Второй день работы конференции прошел в напряженной работе в рамках многочисленных секций. Здесь кипели оживленные дискуссии, в ходе которых высказывались различные идеи и предложения о подходах к воспитанию современной гармоничной личности, звучала их развернутая аргументация. Можно сказать, что одна из немаловажных целей конференции - дать школьным психологам возможность совместно проработать значимые вопросы в их деятельности – была выполнена.
Секция 1. С какого возраста целесообразно начинать целенаправленное развитие социально-моральной компетентности школьников?
Завершила конференцию развернутая общая дискуссия. Как это часто происходит в ходе научно-практических дебатов, широкий охват затронутых вопросов вывел их обсуждение на новый, более высокий уровень. Основные выводы дискуссии очертили круг важнейших задач, остро стоящих сегодня перед теми, от кого непосредственно зависит развитие социально-моральной компетенции подрастающего поколения:
- Начинать моральное обучение необходимо уже в раннем возрасте - в детском саду. В начальной школе должны быть созданы условия для развития морального сознания у детей.
- Обучение моральным ценностям должно быть комплексным, что предполагает работу ссемьейи группой сверстников.
- Для повышения эффективности тренинговых занятий,направленных на формирование социально-моральных компетенций у подростков, необходима система соответствующей подготовки учителей.
Основной результат конференции лежал в мотивационной плоскости. Педагоги-психологии продемонстрировали профессиональную заинтересованность и осознанную готовность инициировать работу по формированию социально-моральной компетентности подростков, предлагая различные варианты подходов и конкретных занятий по данной проблематике.
Мы являемся свидетелями того, как зарождается движение, делаются первые шаги в сторону решения одного из актуальнейших вопросов современного образования - формирования социально-моральной компетентности подростков. Хочется надеяться, что традиция международной научно-практической конференции в дальнейшем будет продолжена, давая новый импульс движению, расширяя круг его участников, способствуя распространению наработанных знаний и опыта и появлению свежих новаторских идей.