• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Формирование социально-моральной компетентности подростков – есть ли решение у этой задачи?

10-11 июня 2013 года в Москве прошла Международная научно-практическая конференция «Социально-моральная компетентность подростков: методы оценки и возможности формирования». Организаторами симпозиума выступили:  НИУ ВШЭ, Юго-Западное окружное управление образования Департамента образования Москвы, ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи».
10-11 июня 2013 года в Москве прошла Международная научно-практическая конференция «Социально-моральная компетентность подростков: методы оценки и возможности формирования». Организаторами симпозиума выступили:  НИУ ВШЭ, Юго-Западное окружное управление образования Департамента образования Москвы, ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи».
Учитывая остроту проблемы, мировое образовательное сообщество крайне заинтересовано в обмене мнениями по вопросам разработки и реализации обучающих программ, направленных на развитие социально-моральной компетентности подростков. В рамках конференции состоялись выступления известных отечественных и зарубежных ученых, специалистов-практиков, работающих в сфере образования. Профессор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ А.И. Подольский, руководящий пленарными заседаниями в первый день конференции, выступил с вводным докладом «Проблемы морально-ценностного развития: от теории к практике».
Программа симпозиума включала представление и обсуждение результатов исследовательского проекта «Развитие социально-моральной компетентности современных подростков», разработанного Юго-Западным окружным управлением образования Департамента образования г. Москвы совместно с НИУ ВШЭ. Эта обучающая программа реализуется в школах Юго-Западного округа с 2012 года. На пленарном заседании с докладом о результатах проекта выступил инициатор и руководитель разработки и реализации программы Д.А. Подольский; он также провел цикл мастер-классов, посвященных вопросам формирования социально-моральной компетенции у школьников.


Подробнее о конференции

Повестка конференции содержала следующие актуальные  вопросы:  

  • организация внеурочных обучающих программ в средних общеобразовательных школах;  
  • методы и подходы к формированию социально-моральной компетентности подростков;
  • разработка обучающих программ, направленных на развитие социально-моральной компетентности подростков.

На пленарном заседании, помимо наших коллег, с докладами выступили:
  • А.А. Реан, д-р психол. наук, профессор, член-корреспондент РАО, — «Современный подросток: ценности, риски экстремизма и ксенофобии»;
  • Хаутамяки Яркко, профессор, директор «Центра оценки качества образования», университет г. Хельсинки, Финляндия,  — «Школа для всех: какая помощь и поддержка требуется учащимся со стороны учителя»;
  • Е.Г. Артамонова, канд. психол. наук, главный редактор журнала «Образование личности», — «Моральное развитие одаренных детей»;
  • Е.В. Харисова, заместитель директора Методического центра ЮЗОУО, — «Формирование социально-моральной  компетентности обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»;
  • Веркасало Маркку, доцент университета г. Хельсинки, Финляндия, — «Изменение ценностных ориентаций российских подростков: сравнительный анализ данных 1999-2012 гг.»;
  • Л.Т. Потанина, канд. пед. наук, доцент МГУ им.  М.В. Ломоносова, — «Технология  развития системы ценностей у подростков в образовательном пространстве»;
  • и другие.

Второй день работы конференции прошел в  напряженной работе в рамках многочисленных секций.  Здесь кипели оживленные дискуссии, в ходе которых высказывались различные идеи и предложения о подходах к воспитанию современной гармоничной личности, звучала их развернутая аргументация.  Можно сказать, что одна из немаловажных целей конференции  -  дать школьным психологам возможность совместно проработать значимые вопросы в их деятельности – была выполнена.

Секция 1.
С какого возраста целесообразно начинать целенаправленное развитие социально-моральной компетентности школьников?
Секция 2. Как оценивать эффективность обучающих программ, направленных на развитие социально-моральной компетентности школьников?
Секция 3. Как интегрировать в школьную программу обучающие занятия, направленные на развитие социально-моральной компетентности подростков?
Секция 4. Каким должен быть формат обучающих занятий, направленных на развитие социально-моральной компетентности школьников?
Секция 5. Как обеспечить эффективное взаимодействие всех заинтересованных сторон (школа, родители, методические центры, окружные управления образованием и др.) при разработке и проведении обучающих программ, направленных на развитие социально-моральной компетентности подростков?


Завершила конференцию развернутая общая дискуссия. Как это часто происходит в ходе научно-практических  дебатов, широкий охват затронутых вопросов вывел их обсуждение на новый, более высокий уровень. Основные выводы дискуссии очертили круг важнейших задач, остро стоящих сегодня перед теми, от кого непосредственно зависит развитие социально-моральной компетенции подрастающего поколения:

  1. Начинать моральное обучение необходимо уже в раннем возрасте - в детском саду. В начальной школе должны быть созданы условия для развития морального сознания у детей.
  2. Обучение моральным ценностям должно быть комплексным, что предполагает работу ссемьейи группой сверстников.
  3. Для повышения эффективности тренинговых занятий,направленных на формирование социально-моральных компетенций у подростков,  необходима система соответствующей подготовки учителей.


Основной результат конференции лежал в мотивационной плоскости. Педагоги-психологии продемонстрировали профессиональную заинтересованность и осознанную готовность инициировать работу по формированию социально-моральной компетентности подростков, предлагая  различные варианты подходов и конкретных занятий по данной проблематике.

Мы являемся свидетелями того, как зарождается движение, делаются первые шаги в сторону решения одного из актуальнейших вопросов современного образования - формирования социально-моральной компетентности подростков. Хочется надеяться, что традиция международной научно-практической конференции в дальнейшем будет продолжена, давая новый импульс движению, расширяя круг его участников, способствуя распространению наработанных знаний и опыта и появлению свежих новаторских идей.