Трое из вуза: русский, американец и китаец оказались похожи
«Существует устойчивое мнение, что студенты из разных стран имеют свою специфику. Но исследование показывает, что в главном они очень похожи, несмотря на разницу культур и систем образования», — комментирует исследователь.
Так, вне зависимости от страны, юноши активнее ведут себя на занятиях, а девушки демонстрируют более глубокий интерес к знаниям и готовность прикладывать дополнительные усилия. «Если представить учебу в виде айсберга, то активность на парах — это его видимая часть. Но основная работа, как и большая часть айсберга, скрыта от глаз», — поясняет исследовательница.
Студенты естественно-научных и инженерных специальностей во всех трех странах меньше вовлечены в аудиторную работу по сравнению с учащимися других направлений. Однако будущие инженеры больше времени посвящают самостоятельной учебе вне занятий. Это отражает специфику учебных планов технических специальностей с их сложными лабораторными и проектными работами.
С каждым годом обучения студенты во всем мире совершенствуют навыки обсуждения непростых тем и решения нетривиальных задач. Но одновременно растет и доля тех, кто теряет интерес к учебе. Вероятно, сказывается рутина образовательного процесса и накапливается усталость.
Наконец, желание продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре однозначно коррелирует с более высоким уровнем вовлеченности на протяжении всей учебы в вузе — и в США, и в Китае, и в России. «Интерес порождает интерес. Studiosus в переводе с латыни — усердный, ревностный. Увлеченность наукой и жажда знаний ведет в академическую среду, а поверхностное любопытство туда не приводит», — заключает Наталья Малошонок.
Малошонок Наталья Геннадьевна
Центр социологии высшего образования: Старший научный сотрудник