• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Форсайт-флот 2013» "Человеческий капитал для новой экономики"

9 августа завершил свою работу Форсайт-флот – проект Агентства стратегических инициатив, где Институт образования НИУ ВШЭ выступил одним из соорганизаторов."Человеческий капитал для новой экономики" – так звучала тема 2013 года.

9 августа завершил свою работу «Форсайт-флот 2013» – проект Агентства стратегических инициатив, где Институт образования НИУ ВШЭ выступил одним из соорганизаторов. "Человеческий капитал для новой экономики" – так звучала тема 2013 года.

Да, люди любят заглядывать в завтрашний день. Чаще всего с надеждой, иногда - с сомнением. Сам термин «foresight» предложил в 30-м году прошлого века знаменитый фантаст Герберт Уэллс, настаивая на введении особой специальности «профессор предвидения».
«Форсайт-флот»
как проект появился в России всего два года назад. Почему флот? Потому что это символично: река – время, корабль – движение, управляемое человеком. Чтобы заглянуть в наше общее будущее, АСИ собирает представителей бизнеса и органов государственной власти, ректоров вузов и руководителей коллежей, победителей конкурсов стартапов, победителей конкурсов проектов, студентов и журналистов.

Форсайт - не обычный прогноз. Это социальная технология, которая дает возможность участникам, опираясь на нынешние знания, создать вполне конкретный образ будущего и подумать о действиях, которые необходимы, чтобы этого будущего достичь. Иначе – это групповое стратегическое мышление. Методика включает предсказание будущего, его планирование и нетворкинг (неформальный диалог между участниками процесса). Причем карта времени включает несколько «горизонтов» событий: ближний на 3-5 лет вперёд, средний на 7-10 и дальний на 15-20 лет. Наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня. 

 

В прошлом году корабль был один, в этом году - их уже два. Десятки экспертов, молодых ученых, в том числе и наших коллег, чиновников и бизнесменов – почти 500 человек. На корабле «Владимир Маяковский» занимались образованием и кадрами. На «Константине Короткове» - прогнозированием в области предпринимательства. Первое впечатление у многих участников выражалось в двух словах - «взрыв мозга». Да и задачи перед «Форсайт-флотом 2013» стояли серьезные: разработка образа будущего в области обучения, инфраструктуры детства, медицины, условий жизни в городах. Исходя из этого и были созданы рабочие группы. В каждой непременно должны были оказаться эксперты и просто заинтересованные данной проблемой люди. Например, в группе, обсуждающей будущее школы, кроме экспертов, многие годы занимавшихся образовательной политикой, были и студенты.

 

«Форсайт-флот 2013» явил собой интенсивную коммуникацию людей, намеренных активно формировать будущее. Потенциал этих людей таков, что позволяет решать и воплощать практически любые замыслы и идеи. Можно говорить об уникальном наборе компетенций и инструментов, готовых к использованию.

На кораблях «Форсайт-флота 2013» были созданы дорожные карты развития образования, медицины, подготовки новых специалистов - 10 карт будущего с конкретными его образами. На их основании формировались дорожные карты, ведущие к этому будущему. И уже с этими дорожными картами увязывались конкретные проекты с реальными лидерами.

В ходе «Форсайт-флота 2013» также проводилась экспертиза проектов участников, работа с лидерами и многое другое. 

Живой интерес участников вызвало выступление И.Д. Фрумина. Оно стало естественным продолжением «Глобального доклада», который предварял сессию мероприятий на теплоходе «Владимир Маяковский», посвящённых футуристическим прогнозам развития образования в России.  


 Михаил Лисюткин, аналитик Департамента исследований и разработок Института образования:

«Форсайт-флот» – мероприятие, в котором приняли участие несколько сотен экспертов и практиков из самых разных областей. Этих людей собрали на двух пароходах, оторвали от их повседневной работы, чтобы общими усилиями они смогли спроектировать траектории будущего.

Мне всегда была интересна работа с будущим, особенно с будущим образования как одной из самых передовых сфер. В процессе работы на «Форсайт-флоте» я получил пищу для дальнейших размышлений и, конечно, огромное удовольствие. Важно, что организаторам удалось совместить работу над реальными проектами, которыми участники мероприятия занимаются уже сейчас, с далеким, казалось бы, будущим. Это позволило, сохранив полет мысли, "не уйти в фантазии", и стало при этом импульсом к постановке новых задач».

Наталья Исаева, ПУЛ «Развитие университетов» Института образования:

 «Всем интересно, что ждет нас в будущем. И все мы понимаем, что будущее во многом зависит от нас самих. Именно с этих позиций, на мой взгляд, и задумывался «Форсайт-флот», который объединил людей различных профессий и интересов единой целью - попытаться сформировать образ будущего мира, в котором каждый хотел бы жить, а также представить конкретные механизмы для движения в этот мир. Пока сложно судить об окончательных результатах - что-то получилось, что-то удалось не в полной мере. Но абсолютно точно можно сказать, что это был уникальный опыт и для меня, и, не сомневаюсь, для всех участников. Флот стал площадкой не только для проектирования будущего, в частности, будущего образования, но и  для общения людей, которые в обычной жизни могли бы и не встретиться: молодых стартаперов, опытных экспертов, людей творческих профессий, актеров, музыкантов и т.д. Еще одной яркой особенностью мероприятия стала насыщенная не только рабочая, но и культурно-развлекательно-обучающая программа, которая включала в себя экскурсии по удивительным местам Карелии, треки личностного роста, физические практики, различные игры, концерты и многое другое. В целом, «Форсайт-Флот» позволил взглянуть другими глазами даже на настоящее, появилось много новых вопросов, над которым и предстоит думать в будущем...»


Дополнительные материалы:


"Образование на распутье: к самостийности или периферии?" - выступление Исака Фрумина, научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ, на «Форсайт-Флоте». Источник: STRF.ru

Программа Форсайт-флота.

Подробная информация о «Форсайт-флоте 2013» на сайте АСИ: http://www.foresighttrip.asi.ru/«Форсайт-флот 2013»: прогноз развития образования: http://www.towave.ru/pub/forsait-flot-2013-prognoz-razvitiya-obrazovaniya.html