• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Что есть СМЫСЛ в нашем мире? Ответы искали на Летней школе по методологии в Юрмале

С 18 по 25 августа в  Юрмале прошла Летняя школа по методологии «Смысл и смыслообразование».

С 18 по 25 августа в  Юрмале прошла Летняя школа по методологии «Смысл и смыслообразование». Школа была организована Школой Культурной политики, которая является преемником идей Московского методологического кружка (ММК) и его основателя Георгия Петровича Щедровицкого. В Летней школе принимали участие сотрудники лаборатории «Развитие университетов» Олег Лешуков, Наталья Исаева, Михаил Лисюткин, Дарья ПлатоноваТатьяна Кулагина.

На Школе можно было встретить представителей самых разных гуманитарных специальностей: философов, методологов, психологов, педагогов, игротехников. Ежедневно перед участниками школы выступали лекторы, которые щедро делились со слушателями  своим пониманием смысла, раскрывали методы его поиска в рамках собственного подхода. Одним из приглашенных экспертов был Борис Эльконин, чей доклад «Истоки смыслового начала действия» вызвал живой интерес аудитории. Список выступивших перед участниками весьма внушителен – как по числу имен, так и по их значимости: профессор факультета психологии МГУ Дмитрий Леонтьев, заведующий кафедрой теоретической социологии и эпистемологии РАНХиГС при Президенте Российской Федерации Виктор Вахштайн,  действительный член Академии педагогических и социальных наук Вадим Розин, ведущий научный сотрудник Институа философии РАН Алексей Савин, редактор журнала Rigas Laiks Арнис Ритупс, член-корреспондент РАН Виктор Петренко, консультант-психотерапевт Вера Данилова, профессор МПГУ Виталий Махлин и другие эксперты. Выступавшие представили различные подходы к понятию «смысл» в социологии, семиотике, феноменологии, психологии, эпистемологии. На Школе также обсуждались вопросы будущего самого ММК и развития технологий мышления, дискутировались темы, которые в течение нескольких последующих лет будут актуальны  как для методологического сообщества, так и для будущего страны в целом.

Татьяна Кулагина, ПУЛ "Развитие университетов":

«Каждая лекция Школы давала импульс для спора между участниками, которые старались найти общие точки понимания для понятий смысла, смыслообразования, поиска, метода. Атмосфера Школы была предельно насыщена  идеями, теориями, что заставляло мозг работать 24 часа в сутки – сопоставлять, сравнивать, преломляя к своей работе. Расшифровки лекций, рабочие записи ещё предстоит осмысливать не один месяц – в поисках новых идей  для проектов. Школа помогла нам выстроить гуманитарное знание в организованную систему, что позволит теперь  активно применять его в исследованиях и разработках».

Дарья Платонова, ПУЛ "Развитие университетов":

«Летняя Школа по методологии совсем не похожа на школу.  Это, скорее, возможность прослушать цикл объединенных одной темой лекций, а также поучаствовать в дискуссиях, которые чаще привлекали даже большее внимание (в особенности это касается реплик главы методологического движения П.Г. Щедровицкого и его полемики с другими участниками школы). Даже сейчас, спустя какое-то время после окончания Школы, сложно выделить наиболее значимые выступления: ведь каждая лекция и каждая последующая дискуссия были насыщены очень ценной информацией, нуждающейся в осмыслении. Хочу заметить, что терминология методологического движения очень своеобразна, что несколько осложняло понимание докладов  для непосвящённых».
Олег Лешуков, ПУЛ "Развитие университетов":

«Участие в Летней Школе по методологии, организованной Школой Культурной Политики, для меня стало особым событием, в корни отличающимся от всех других известных форматов конференций, летних школ, проектных сессий, в которых мне довелось участвовать. Главной отличительной особенность Летней Школы явилось поддержание небывало высокой, по моему мнению, интеллектуальной атмосферы, которая побуждала каждого без исключения участника к включению обостренного самоанализа, рефлексии относительного собственных роли и места в мире, относительно смысла происходящего вокруг. Эта Школа была посвящена исследованию понятий  смысла и смыслообразования. При этом особенно ценно, что рассмотрение темы не ограничивалось анализом одной концепции или подхода. Среди докладчиков были и философы, и психологи, и социологи, что позволило с разных сторон анализировать предмет и сложные процессы коммуникации между людьми, обществами, поколениями и т.д.».