• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Что происходит с защитами диссертаций в условиях пандемии? Опыт зарубежных и российских университетов

Введение

11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию вируса COVID-19. Это решение послужило импульсом для внедрения ограничительных карантинных мер, которые привели к глобальным изменениям во всех сферах жизни в большинстве стран мира. Изменения затронули в том числе национальные системы высшего образования. В большинстве стран университеты были переведены на удаленный режим работы: учебные курсы были отменены либо переведены в дистанционный формат, такая же участь постигла большинство зачетных и экзаменационных мероприятий, были отменены или перенесены научные конференции и летние школы.

Произошедшие изменения коснулись и уровня аспирантуры. Одной из наиболее проблемных тем стал вопрос о дистанционной организации защит кандидатских и докторских диссертаций, которые во многих университетах проводятся в соответствии с многовековыми традициями и сопутствующими атрибутами, требующими очного присутствия большого количества людей. Кроме того, в ряде стран и отдельных организаций действовали нормативные ограничения, препятствующие дистанционному проведению защит диссертаций. В этих условиях университеты были вынуждены самостоятельно вырабатывать стратегии действия по организации и проведению защит диссертаций.

В данной статье представлен анализ того, как отреагировали на этот вызов российские и ведущие зарубежные университеты. На основе данных из открытых источников (в первую очередь сайтов университетов) выделяются различные стратегии, к которым прибегают университеты, а также представляется информация о распространенности разных стратегий

Что происходит в зарубежных вузах

Для анализа изменений в проведении защит диссертаций в зарубежных вузах мы проанализировали информацию с сайтов ведущих университетов мира. В качестве основы выборки использовались данные международного рейтинга университетов QS World University Ranking 2020. Отбор строился таким образом, чтобы в выборку попали представители стран, входящих в топ-100 рейтинга. Соблюдался также принцип географического разнообразия, именно поэтому в работе появились представители Восточной Европы[1]. Были изучены университеты Европы (Великобритания, Германия, Бельгия, Нидерланды, Испания, Швеция, Чехия и Эстония), Северной Америки (США), Азии (Сингапур и Китай) и Австралии. Полный список университетов приведен в приложении 2. Для каждой страны выбирался университет, находящийся на наиболее высокой позиции в рейтинге[2]. В дальнейшем были изучены сайты выбранных университетов.


Ограничения

1. У части университетов информация об изменении процедуры защиты отсутствовала или была представлена только на национальном языке.

2. У части вузов подробная информация об изменениях размещается в закрытой университетской сети, и доступ к ней невозможен для внешних посетителей сайта.

Критерием включения в выборку была доступность хотя бы минимальной информации о решениях, принятых университетом при переходе в дистанционный формат. В случаях недоступности данных вуз заменялся на следующий в рейтинге университет из той же страны.


На основе изученной информации можно выделить несколько вариантов решений, принимаемых вузами в условиях дистанционной работы.

 

[1] При этом на сайтах ведущих университетов Африки и Южной Америки информацию в открытых источниках на английском языке не удалось найти.

[2] Для всех стран, кроме США, Великобритании и Германии, от страны были отобраны по одному университету.

1.1. Полный перевод защит в онлайн-формат

Наиболее частой практикой среди рассмотренных вузов стал полный перевод процедур защиты в онлайн-формат (Калифорнийский университет Беркли, Оксфорд, Кембридж, университеты Левена, Амстердама, Лундский университет, Гарвардский университет, Национальный университет Сингапура, Австралийский национальный университет, Гейдельбергский университет). Эти университеты не вносили содержательных изменений в процедуры защиты, за исключением формата. Университеты этой группы перевели все защиты в онлайн-формат, и отдельной инициативы по переводу не требуется ни от аспиранта, ни от научного руководителя. Перевод защит в дистанционный формат был осуществлен даже там, где официально не были введены карантин и режим изоляции (Лундский университет).

1.2.Онлайн-защита по запросу

Вторая группа университетов — те, кто разрешил перевод защиты в дистанционный формат, однако решение об изменении формата принимается на основании запроса соискателя и по согласованию с администрацией (Стэнфордский университет, Университет Барселоны, Карлов университет и Университет Цинхуа). Каждое заявление рассматривается в индивидуальном порядке, и в случае положительного решения администрации университета защита проводится в дистанционном формате.

1.3. Проведение очных защит в специальном формате

Это не очень распространенная практика, однако есть и такие примеры. Университет Тарту разрешил проводить очные защиты диссертаций при условии соблюдения мер безопасности. В связи с этим было введено несколько ограничений для участников защит. Во-первых, все иностранные члены комитетов по защите могут участвовать только онлайн, что было вызвано ограничением международной мобильности в период пандемии. Во-вторых, для безопасности очных участников и гарантии соблюдения дистанции университет ввел ограничение на количество людей в аудитории во время защиты.

Ситуация с защитами диссертаций в России

В России перевод университетов на дистанционное обучение был осуществлен с 16 марта в соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования. Для регулирования деятельности диссертационных советов Министерство науки и высшего образования совместно с Высшей аттестационной комиссией выпустили несколько нормативных документов, которые регламентируют проведение защит в новых условиях.

Министерство напрямую не накладывает запрет на проведение заседаний диссертационных советов. Общая рекомендация министерства — допустимость переноса заседаний диссертационных советов[1] в связи со сложившейся ситуацией. Решение о переносе, отмене и возобновлении заседаний диссертационных советов может приниматься председателем совета или руководителем организации[2].

Далее представлен анализ того, как в сложившейся ситуации стали действовать российские университеты. Анализ выполнен в разрезе тех вузов и научных организаций, которые работают по правилам, установленным Министерством науки и высшего образования (первая группа), и тех вузов и научных организаций, которые имеют право присуждения собственных ученых степеней (вторая группа).


[1] Письмо Минобрнауки России от 27.03.2020 № МН-6/2504 «Об организации работы диссертационных советов».

[2] Письмо Минобрнауки России от 18.03.2020 № МН-6/2167 «О переносе заседаний диссертационных советов».

2.1. Ситуация с защитами в организациях, работающих по правилам, установленным Министерством науки и высшего образования

Для первой группы информация о защитах была получена в автоматизированном режиме. С сайта ВАК были выгружены все объявления о защитах диссертаций, запланированных на 2020 г., и среди них отобраны такие, которые должны были состояться 18 марта и позже (18 марта – дата выхода письма ВАК о переносе заседаний диссертационных советов), — это 2190 объявлений.

2.2. Ситуация с защитами в организациях, имеющих право присуждения собственных ученых степеней

Вторая группа — это вузы и научные институты, которые получили право присуждения собственных степеней. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет получили это право с 2016 г.[1], остальные — с 2017 г. Информация о защитах, расположенная на сайтах таких образовательных и научных организаций, была проанализирована полностью вручную.

[1] Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона “О науке и государственной научно-технической политике”».

Заключение

Представленный анализ показывает, что российские и зарубежные университеты по-разному подошли к решению проблемы невозможности проведения защит в традиционном очном формате. В целом можно выделить три ключевых сценария, представленных в практике вузов: (1) полный перевод всех защит в дистанционный формат, (2) частичный перевод защит в дистанционный формат с переносом части защит на более поздний срок, (3) проведение очных защит с ограничениями. В ведущих зарубежных университетах наиболее распространенным является вариант полного перевода всех защит в онлайн-формат. Многие университеты не видят в этом ни технических, ни административных проблем. При этом в некоторых случаях предполагается реализация полуавтоматического сценария, когда соискатель по согласованию с администрацией самостоятельно может принять решение о дистанционном формате защиты либо о переносе сроков.

Противоположная ситуация наблюдается в российских университетах. Подавляющее большинство организаций пошли по пути полной отмены защит с переносом их сроков до нормализации обстановки или отдельного распоряжения. Исключение составляют только несколько университетов, получивших право присуждения собственных ученых степеней: СПбГУ, НИУ ВШЭ, Университет ИТМО, НИУ БелГУ, РАНХиГС, которые подготовили соответствующую нормативную базу и провели защиты в дистанционном формате, а часть из них использовали смешанный формат проведения защит еще до пандемии.

Сегодня научным руководителям, руководителям управлений аспирантуры и аспирантских школ необходимо продумать, как с наименьшими потерями учесть изменившиеся условия и реализовывать запланированные мероприятия. Часть мероприятий — например, обсуждение работы в подразделении и предзащиту — можно провести онлайн или в смешанном формате, что продемонстрировали некоторые университеты.

Перенесение сроков защит, которое сегодня практикуют многие вузы, осложняется тем, что никто не берется предсказывать, сколько продлится текущая ситуация. А защита — это мероприятие, к которому долго идут не только аспирант, но и его научный руководитель и близкие, а отсрочка защиты — это, конечно, дополнительный стресс для всех участников процесса.

Стоит отметить, что в зарубежных вузах внимание уделяется не только защитам диссертаций, но и решению возможных трудностей, с которыми могут столкнуться аспиранты, которые еще далеки от окончания обучения: продлеваются нормативные сроки обучения, сдвигаются сроки контрольных мероприятий. В российских вузах пока отсутствует информация об изменениях требований к аспирантам, хотя многие из них могли столкнуться с серьезными трудностями в работе над диссертацией, так как были существенно ограничены сбор эмпирических данных, работа в командах, мобильность внутри страны и за ее пределами. Для таких аспирантов следует пересмотреть предстоящие аттестации и критерии оценки их результативности, чтобы сегодняшние объективные преграды на пути их работы не стали основанием для их отчисления из аспирантуры.

На сегодняшние вызовы можно взглянуть и как на возможности для развития аспирантуры. Возможность онлайн-участия расширит географию участников, оппонентов, членов комитета и будет способствовать большей прозрачности защиты. А доступ к процессу в прямом эфире, а не только к записи может повысить интерес широкой публики к защитам.

Авторы — сотрудники Центра социологии высшего образования

Жучкова Светлана Васильевна

Стажер-исследователь Лаборатории исследований студенческого опыта

Кисленко Иван Юрьевич

Стажер-исследователь Лаборатории исследований студенческого опыта

Бекова Сауле Каэржановна

научный сотрудник Центр социологии высшего образования

Терентьев Евгений Андреевич

Старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования