• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Дополнительное образование в условиях карантина

Сегодня основное внимание СМИ сфокусировано на переходе базового образования (школа) в онлайн-формат. Между тем, в ситуации пандемии не только возможен, но и довольно остро стоит вопрос о том, как в новой реальности организовано дополнительное образование детей.   

В условиях домашней самоизоляции для многих школьников оказалось не менее  важным не прерывать заниматься своим хобби в секции или кружке. Для части ребят это важно в том числе для подготовки к конкурсам, соревнованиям, которые тоже оказались под угрозой срыва в текущей ситуации. Другая часть ищет возможности  для самообразования и саморазвития в условиях самоизоляции. Наконец, третью группу детей стремятся вовлечь в продуктивную деятельность родители, озабоченные возросшей — в новой ситуации — активностью сети, не  приносящей, по их мнению, пользы. Как и в оффлайн-жизни, «дополнительность» дополнительного образования оказывается не очевидной. Но в то же время для многих школьников именно в этой области лежат основные содержательные интересы и ресурсы психологического благополучия.

Поэтому анализ возможностей для удовлетворения этих запросов представляется ценным. Все ли формы прежнего взаимодействия можно перенести в онлайн и удаленный формат? По всем ли направлениям (областям, темам) есть возможности дополнительного образования? Требуют ли  они расходов или доступны на бесплатной основе? Насколько   продуктивны предлагаемые форматы, разнообразен контент? Предоставляются ли варианты только индивидуальных занятий или возможна работа групп, команд? Есть ли, и если есть, то как устроена обратная связь, система оценивания? Можно ли перенести в онлайн конкурсы и мероприятия?

Кроме того, сегодня актуален и анализ  изменений в практиках организации электронного обучения (дистанционного образования) организаций дополнительного образования. Конечно, такая практика  реализации дополнительных общеобразовательных программ существовала и до пандемии, но масштаб ее использования по оценкам экспертов был незначительным.  Однако, во многих документах государственной образовательной политики содержались установки на ее увеличение. Закрытие школьных и внешкольных центров дополнительного образования в период карантина сделал этот формат не только возможным, но необходимым. Как справились (справляются) с этим вызовом организации? Какие существуют каналы и платформы для организации работы? Нашли ли (находят ли) организации поддержку в этом процессе?

Аналитики Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского попробовали ответить на поставленные вопросы, изучая сайты организаций, материалы социальных сетей, проводя интервью с руководителями организаций.

Ландшафт дополнительного онлайн-образования

Экспресс-анализ показывает, что основная часть (а это примерно две трети из выявленных)онлайн-программ дополнительного образования для детей создана до пандемии. В первом в России анализе онлайн-ресурсов для самообразования детей, подготовленном Центром в 2016 году, отмечалось, что как на мировом, так и на российском рынке наиболее широко представлены ресурсы, связанные с подготовкой по школьной программе, прежде всего для сдачи  экзаменов.  Число ононлайн-ресурсов для  развития некогнитивных навыков, занятий творчеством заметно уступает проектам, направленным на повышение предметных знаний. Исключением  является программирование (Stepic, Codabra, PROGKIDS, Codemika,  Кодиум, Kodland),   выходящее по своему содержанию за рамки школьной программы и занимавшее до пандемии заметное место в ландшафте онлайн-образования. 

Спектр тематических направлений, по которым предлагаются программы, конечно уже того, что можно встретить в очных программах. Помимо уже названного программирования (к которому можно отнести как языки программирования, так и создание сайтов,  приложений, игр), это шахматы (например, Русская шахматная школа),   живопись и прикладное художественное творчество (Открытая школа «Художник Online», «ДШИ Онлайн», Школа творчества Kreativity), дизайн (Skillbox), финансовая грамотность (Умназия), волонтерство (Добро.университет), естественные науки (ГлобалЛаб), развитие навыков мышления и памяти (Onlinе школа HEDU).  Редко, но встречаются примеры в гуманитарных областях знаний (Arzamas.academy), в области русского языка и литературы (Институт русского языка им А.С. Пушкина).

В большинстве случаев курсы были предложены частными компаниями. Однако есть и примеры онлайн-программ государственных организаций дополнительного образования «довирусной эпохи». Например, широкая линейка онлайн-курсов была представлена на информационной платформе ПИОНЕР-ОНЛАЙН, разработанной Дворцом творчества и спорта «Пионер» (Тюменская область)

Курсы, созданные до пандемии, имеют преимущественно краткосрочный характер и  чаще всего предлагаются на собственной платформе. Сравнительно с курсами «новой волны» они большей частью лучше технологически и методически проработаны, имеют   мобильную версию. Мы встречаем здесь структурированные учебные материалы, видеолекции, задания. Сегодня они также открыты для набора.

Дистанционное обучение в условиях пандемии предложили примерно треть от общего числа организаций. Здесь мы находим в основном отдельные программы дополнительного образования, для размещения которых используют существующие платформы, технологические решения и приложения, а не созданные новые платформы или сервисы. Чаще всего они направлены на компенсацию прекратившихся очных занятий и предлагаются государственными (муниципальными) организациями (творческие студии, дворцы творчества, дворцы пионеров, Дома культуры и  т. д.).

Соответственно, большинство этих программ имеют ограничительный характер к доступу (они фактически предлагают перевод учащихся, занимавшихся онлайн). Новый набор на них практически не ведется. Однако их тематический спектр оказался более разнообразным, чем на предшествующем этапе (отражая более широкий, как было отмечено ранее, спектр очных программ). Мы находим здесь занятия по живописи, хореографии, вокалу, футболу, гимнастике, краеведению.

Условия пандемии стимулировали и появление новых предложений со стороны частного бизнеса (например, Онлайн-школа по футболу Олега Бадмаева). Их немного, что объяснимо, поскольку для запуска конкурентоспособного ресурса требуются инвестиции и время. Можно предполагать, что затягивание ситуации карантина побудит большее число предпринимателей вывести свои продукты на этот рынок. Другая часть курсов сделала доступ к своим ресурсам бесплатным (например, Школа журналистики Владимира Мезенцева).

Можно утверждать, что созданные до пандемии курсы имеют в основном открытый характер — они разрабатывались для привлечения аудитории. В новой ситуации их востребованность растет. 

Курсы «карантинного периода» носят внутренний, в основном закрытый характер, и ориентированы только на свой контингент. Соответственно, контент, интерфейс и частично технологические решения формировались для завоевания аудитории, с претензией на уникальность. В новых условиях мы встречаем преимущественно типовые решения и инструменты для удержания аудитории и выполнения своих обязательств перед ней.

С учетом приведенных экспертных оценок онлайн-секторов дистанционного дополнительного образования до и после пандемии можно предварительно говорить об увеличении предложения на треть.

Если рассматривать ландшафт сектора с точки зрения соотношения организаций  разных  форм собственности, и типов  , то негосударственный сектор остается в целом явным лидером по числу автономных сайтов, платформенных решений. Альтернативы государственному здесь фактически нет. Если же считать число программ, то их больше в государственном секторе, и рост их числа стал прямым следствием возникшей ситуации.

Свои программы для дистанционного изучения предложили в основном крупные государственные организации дополнительного образования (например «Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара», «Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края», Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне», Краевой центра развития творчества детей и юношества Ставропольского края и др.), но есть и муниципальные организации ( «Центр детского творчества» г. Муравленко ЯНАО, Центр детского и юношеского творчества Псковской области и др.), частные школы («Летово», «Новая школа» и др.), организации дополнительного профессионального образования (Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения и др.), Центры культуры и искусства (Центры культуры и искусства «Меридиан», «Капотня» г. Москва; «Тверской областной Дом народного творчества» и др.).

Отдельно стоит отметить подготовленные эффективные переходы в онлайн новых проектов: «Кванториум», «IT-куб», «Точки роста» и др. (например, Липецкая область, республика Удмуртия, Алтайский край, Ярославская область и др.).

Событийная деятельность (лагерные смены, мероприятия, клубы, мастер-классы) также имеют интересные примеры реализации в дистанционном формате (мастер-классы «Разминка для мозга» Московского дворца пионеров, смены Костромского дворца пионеров, слеты Московского отделения РДШ и др.)

Встречаются примеры региональных порталов — интеграторов программ (портал дистанционного цифрового дополнительного образования Белгородской области).

В негосударственном секторе представлены частные организации (здесь, с одной стороны, много индивидуальных репетиторов (вокал, живопись), с другой — Центр «Сириус» и такой крупный игрок как «Просвещение»), ИП, НКО, в том числе общественные организации (например, Корпоративный университет Общероссийской общественной государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»). Есть интересные кейсы перехода в онлайн-формат частных организаций с большой сетью представительств в регионах (например, «Лига роботов»).

Особо стоит отметить проекты, созданные детьми (интернет-газета «Стена», проект газеты «ОдинДома).

 

 Синельников В.В., Косарецкий С.Г., Милякина А.Г., Чеботарь Н.А. Онлайн-ресурсы для самообразования российских школьников. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2016.

 

Направленность и тематика программ

По числу программ, реализуемых в дистанционной среде, лидирует художественная направленность. Доля программ социально-педагогической направленности (курсы по социальным и гуманитарным наукам, волонтерству), технической и физкультурно-спортивной примерно одинакова и по отдельности не превышает 20%. Большинство курсов по живописи, иллюстрации в рамках художественной направленности уже давно успешно реализуются частными онлайн-школами. Организации по этому направлению, которые только начинают перестраиваться на такой формат, не имеют готовой базы видеоуроков и сильно отстают по качеству содержания.

Не без сложностей, но интенсивно идет переход в онлайн-формат программ физкультурно-спортивной направленности, предусматривающей индивидуальную активность. Само предложение видеоуроков сделать не сложно — большинство направлений (йога, танцы, растяжка) допустимы в домашних условиях. Однако не каждый сможет себе позволить их освоение дома (например, из-за ограниченности пространства). Единичны примеры групповых видов спорта. С другой стороны, в онлайн-среде широко представлены шахматные школы, шахматные симуляторы, марафоны.

Техническая направленность также может быть комфортно перенесена в онлайн, за исключением направлений, связанных с моделированием и конструированием, требующих специальных материальных условий, которые сложно воспроизвести в дистанционном формате. Здесь присутствуют преимущественно самостоятельная работа и теоретические курсы (физика, математика, программирование и т. д.).

Менее всего пока представлены естественнонаучная и туристско-краеведческая направленности. Последнее можно объяснить, скорее, в части «туризма»,  предполагающего активность на открытом воздухе, однако представляется, что значительная часть теоретических знаний (вязание узлов, топография и др.) может быть предложена и в дистанционном формате. Вполне возможны и видеоуроки, и тренажеры — имеющееся небольшое число примеров это подтверждает.

Подробнее представленность разных профилей программ в дистанционном формате по итогам анализа открытых источников показана на рис. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В целом такое распределение по большей отчасти соответствует долям этих направленностей в общем охвате детей программами дополнительного образования со смещением физкультурно-спортивного профиля со второго на третье место.

Вот лишь некоторые примеры провайдеров и профилей программ соответствующих направленностей. 

Художественная:

Тверской дворец творчества детей и молодежи, Творческая студия ТГУ «М-Клуб», Открытая школа Художник Online, платформа Смотри.Учись, «Центр детского творчества» г. Муравленко, ЯНАО («Ступеньки творчества», «Рукоделиие», «Дизайн одежды», «Сладкие подарки» и др.), Видеокурс «Креативное рисование», Школа творчества Kreativity, Курсы онлайн для детей и родителей.

Социально-педагогическая:

Портал дистанционного цифрового дополнительного образования Белгородской области (вожатское дело, основы парикмахерского дела, социальная адаптация), «Центр детского творчества» г. Муравленко, ЯНАО («Скоро в школу», «Вожатые», «Волонтеры»), Онлайн-университет социальных наук «Добро.Университет» (волонтерство в сфере культуры, в социальной сфере, в медицинской сфере, комьюнити-менеджмент, социальное проектирование и т. д.).

Физкультурно-спортивная:

«Центр детского творчества» г. Муравленко, ЯНАО («Акробатика», «Стретчинг», «Черлидинг»), Русская шахматная школа, Тверской дворец творчества детей и молодежи, платформа Смотри.Учись (йога, ЗОЖ), Электронное образование Республики Башкортостан (хореография, шахматы, физвоспитание, физкультгимнастика).

Техническая:

«Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара» (инженерный дизайн, Лего), «Центр детского творчества» г. Муравленко, ЯНАО (3D-графика и моделирование», «лего-анимация», «студия анимации САМИ», «робототехника», «Мир компьютера»), Skillbox (программирование, дизайн слайдов, фотошоп, трехмерное моделирование), «Сириус.Курсы» (программирование), Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы.

Естественнонаучная:

«Центр детского творчества» г. Муравленко, ЯНАО («Юные экологи от земли до неба», «Зоологуша», «Экологическая радуга» и др.), Портал дистанционного цифрового дополнительного образования Белгородской области (краеведение, музееведение, исследование природы).

Туристско-краеведческая:

портал дистанционного цифрового дополнительного образования Белгородской области (туризм), информационная платформа «ПИОНЕР-ОНЛАЙН» (Школа начальной туристской подготовки), проект «EDUвпоход» (Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма).

Конечно, перевод  дополнительных общеобразовательных программ в дистанционный формат имеет ограничения. Прежде всего, это связано с использованием специального оборудования. В последние годы в государственном секторе много говорится и уже делается с точки зрения оснащения мест, создается и предлагается спектр интересных высокотехнологичных решений по всем направленном. В свою очередь частный сектор, как показывает анализ, как раз обеспечил свою высокую конкурентоспособность за счет предложения современной инфраструктуры. Однако далеко не всегда есть возможность приобретения подобного оборудования в личное пользование. Затруднительна и передача его во временное пользование учащимся в полном объеме. В отсутствии же специального оборудования многие попытки перевода программ в онлайн-формат выглядят пока симуляцией, а и иногда профанацией.  

Тем не менее, успешные примеры показывают, что в домашних условиях вполне возможно заниматься и исследованиями, и проектной деятельностью, и что качество педагогических решений играет часто более важную роль, чем наличие дорогого оборудования.

Возраст

Если рассматривать целевые аудитории онлайн-программ дополнительного образования, то ярко выраженной сегментации нет. Выделяются программы для дошкольников и школьников. Довольно много курсов не выделяют детей и взрослых (что, надо заметить, редко встречается в очных программах государственной системы). Программы по технической направленности предлагаются в основном для детей с 12 лет. Курсы по волонтерству начинаются с 14-летнего возраста.

Оплата

Большинство  — 60%  — предлагаемых в настоящее время онлайн-курсов бесплатные; платных, таким образом, 40%. Диапазон стоимости платных курсов варьируется в зависимости от их сложности и продолжительности: от 100 за разовое занятие и от 3 до 40 000 рублей за курс (6‒8 занятий).

Примерами платных программ являются «Открытая школа Художник Online», платформа «Смотри.Учись», Глобальная школьная лаборатория «Globallab», Русская шахматная школа, многочисленные предложения репетиторства по вокалу.

Бесплатные программы: «Добро.Университет», Творческая студия ТГУ «М-Клуб», «Центр детского творчества» г. Муравленко, ЯНАО, курс «Рисуем в Adobe Photoshop», Дизайнер на Tilda, Детская школа искусств «ДШИ.ОНЛАЙН» и т. д.)

В новых условиях организации привлекают аудиторию скидками, либо делая курсы полностью бесплатными (как, например, Школа журналистики Владимира Мезенцева).

Платформы и сервисы

Оригинальных платформ для организации дополнительного образования детей, как уже указывалось, не очень много. 

Чаще всего курсы предоставляются на сайте организаций. Широко распространены социальные сети (ВКонтакте, Instagram, Facebook). Довольно активно используется YouTube . Новые курсы, запущенные в период карантина, предлагаются на платформах для вебинаров, Skype, Zoom и др.  

 Используются эфиры в Instagram, так как здесь можно регулировать доступ, видеоуроки доступны в течение 24-х часов, а если сохранить — то еще дольше. Это позволяет людям просматривать записи в любое удобное время и не быть привязанными к расписанию.

Форматы и методы обучения и оценивания

Наиболее часто содержание программ, размещенных в сети, представлено в форме видеоматериалов и видеолекций, сопровождающих их или автономных учебно-методических материалов, заданий к ним.   

Видеоматериалы (например, минифильм) отличаются от видеолекций возможностью более наглядно показать ту или иную деятельность, характерные для нее явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Видеоматериалы, «оживляющие» созидательные, тренировочные процессы способствуют лучшему пониманию учебного материала за счет повышения информационной плотности, эмоциональной насыщенности.   

 Довольно распространенные форматы  — мастер-класс или тренинг-семинар для отработки практических навыков, обмена опытом участников.  Встречается и такой формат как «марафоны» — несколько мастер-классов по одной или разным темам, которые проходят на протяжении одной-двух недели и носят ознакомительный характер.

Преобладают программы, ориентированные на индивидуальное освоение учебного материала. Реже встречаются те, которые делают возможным групповую работу, —  дискуссии, коллективные проекты, исследования, музицирование и т. д. Обращает на себя внимание ограниченное предложение симуляторов и тренажеров — перспективных как в принципе, так и особенно для дополнительного образования.

Более половины курсов не предусматривают получения оценки. Там, где она используется, встречаются варианты тестирования после каждого видео или материала для изучения, итогового тестирования, накопительной оценки (баллы за каждый правильный ответ, рейтинг учеников по накопленным баллам), оценивания выполненного проекта. Используются следующие  варианты обратной связи во время занятий: оценивание педагогом, взаимооценка, обсуждение или исправление ошибок, неточностей, после занятий — обратная связь по домашней работе, пройденному материалу. В отличие от онлайн-программ по предметам школьной программы, не получили пока  распространение инструменты адаптивного обучения.

Обратная «живая» синхронная связь наиболее актуальна сейчас для тех, кто перешел на дистанционное обучение. Для онлайн-курсов «довирусной  эпохи», где  такой вид оценки был редкостью, основной упор делался на тестирование и автоматическую оценку.

Поддержка организации дистанционного обучения

Создание дистанционной программы — и до пандемии, и особенно во время ее, то есть в экстренном порядке, — довольно серьезный профессиональный вызов. И отрадно, что сегодня есть возможности получить поддержку в этой работе.

Ассоциация технологических кружков инициировала создание онлайн-курса  «Как создавать кружок Rukami», который размещен на платформе «Лекториум». Он помогает руководителям кружков продумать тематику, формат и содержание работы, выстроить внутренние организационные процессы. Курс помогает решить юридические вопросы, связанные с регистрацией юридического лица, получением лицензии и оформлением договоров.

Платформы «ГлобалЛаб» и «Инфохит» предоставляют возможность для разработки педагогами онлайн-кружков с последующей  интеграцией  в платформу.

Методическая поддержка в период карантина предложена на федеральном уровне  (например, Федеральные ресурсные центры Всероссийского центра развития художественного творчества и Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения). В рамках такой поддержки проходят навигация в информационных ресурсах и технологических решениях, распространение лучшего опыта, групповые и индивидуальные консультации и т. д.

На региональном уровне в работу включились Институты развития образования, региональные модельные центры, профильные ресурсные центры, методические центры (например, Тамбовская область, республика Башкортостан, республика Татарстан, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Хабаровский край и др.). Примером такого сопровождения на региональном уровне в художественной направленности дополнительного образования является Дирекция образовательных программ Департамента культуры г. Москвы, Академия цифровых технологий Санкт-Петербурга.

В рамках такой поддержки подготовлены нормативная документация, методические руководства и рекомендации, составлены реестры программ, проводятся вебинары и консультации для руководителей и педагогов дополнительного образования.

Нельзя не отметить, что резкий рост дистанционного обучения потребует более масштабного предложения сервисов методической поддержки, повышения квалификации и сопровождения.

Кто помогает семьям и детям в выборе?

Поддержка нужна и потребителям — детям и семьям — а именно в выборе программы. Здесь также появились решения — маркетплейсы, интеграторы, агрегаторы, навигаторы по онлайн-ресурсам дополнительного образования.

Например, kruzhok.org — образовательный агрегатор с подборками структурированных бесплатных курсов. Там преобладают, правда, курсы по школьным предметам, но есть и курсы по языкам программирования («Питон», C++, C#, «Java», «Kotlin»), по web-разработке и созданию мобильных приложений, по новым технологиям НТИ.  

Правовое регулирование

Существующая нормативная база позволяет использовать электронное обучение и дистанционные технологии для дополнительного образования детей. Специфического регулирования использования дистанционных технологий в дополнительном образовании нет, а поэтому и существующие ограничения, и проблемы общие.  К тому же текущую ситуацию с пандемией и заменой занятий можно охарактеризовать, скорее, как временный переход на самообразование (как форму обучения), осуществляющееся вне образовательной организации с использованием разнообразных ресурсов и дистанционных курсов.

Согласно ст.16 ФЗ «Об образовании в РФ» при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение учащимися — независимо от места их нахождения — образовательных программ в полном объеме.

Далеко не все организации, реализующие программы дополнительного образования школьников, могут оперативно организовать такую среду и обеспечить требуемое от этой формы качество обучения и безопасность хранения персональных данных учащихся. В условиях современных форм финансового обеспечения (государственно/муниципальное задание, персонифицированное финансирование) требуется переосмысление норм и правил, связанных с реализацией дополнительных общеобразовательных программ в дистанционной форме

Выводы

Сегодня большое количество детей оказались на самоизоляции «в четырех стенах». На первом этапе в этих условиях решались задачи адаптации практик повседневной  жизни и обучения по школьной программе, вырос спрос на досуговые программы, игры и коммуникативную активность в сети. Однако в условиях резко возросшей   образовательной самостоятельности семьи появляются и первые признаки роста спроса на внешкольные образовательные программы, обеспечивающие продуктивное самообразование. Но их масштаб или «видимость» таковы, что они пока не стимулировали заметного роста предложения, либо он аккумулируется имеющимися ресурсами.

Факторами, негативно сказывающимися на востребованности семьями в условиях пандемии программ онлайн-форматов взамен традиционному режиму занятий становятся: ограниченность временных ресурсов родителей (обучение по основной программе, удаленная и домашняя работа), ухудшающееся материальное положений семей,   недостаточность технических возможностей (отсутствие высокоскоростного Интернета, устройств доступа), неопределенность срока карантина, а также убежденность части родителей во вреде цифровых устройств.

Для многих родителей в условиях пандемии существенным барьером востребованности программ дополнительного образования становится утрата  возможности обеспечить продуктивную занятость детей и подростков вне дома под присмотром опытного наставника.    

Онлайн-рынок дополнительного образования вырос, но преимущественно за счет перевода на дистанционный формат программ тех организаций дополнительного образования детей, которые уже имеют свой контингент учащихся и закрылись для посещения на период карантина.

При этом провайдеры испытывают сложность в переводе привычных занятий в дистант. Это связано с организацией процессов учредителем и руководителями, компетенциями их персонала, с наличием понятных и эффективных технологических решений, готового контента, с сомнениями в педагогической целесообразности.

Наиболее широко в сети представлены программы по искусству, программированию, редко — по туризму и естественным наукам (за рамками школьной программы). Примеры оригинальных платформ единичны, главными каналами трансляции выступают социальные сети, Instagram, YouTube, Webinar, Skype, Zoom, Moodle.

Основным форматом являются видеолекции (как синхронные, так и в записи). Редки примеры использования тренажеров и симуляторов. Доминируют занятия, ориентированные на индивида; групповая коммуникация, исследовательская и проектная деятельность встречаются редко.

Современные сервисы оценки с использованием искусственного интеллекта развиты слабо.

Можно утверждать, что отмечаемый сегодня экспертами применительно к школьному образованию перенос «аналоговых» методов обучения в онлайн-формат в дополнительном образовании выглядит еще более проблематично. В ряде направлений, делавших ставку на высокотехнологичную инфраструктуру, «онлайнизация» ведет к «откату» назад во времени — к более традиционным практикам. 

Вместе с тем, опыт дистанционного дополнительного образования еще достаточно мал и точно не был — в отличие от школьного — предметом разноплановой экспертизы, рефлексии и регулярных дискуссий. В сложившейся ситуации эти процессы должны развернуться более широко и в свою очередь стимулировать изменения в методиках и практике.

Авторы выпуска - сотрудники Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского

Павлов Андрей Викторович

Заместитель директора

Ершова Валерия Сергеевна

Стажер-исследователь

Родюкова Анастасия Александровна

Стажер-исследователь