• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Среднее профессиональное образование в условиях пандемии: международная практика

Введение

Обзор, подготовленный Институтом образования НИУ «Высшая школа экономики», посвящен тем изменениям в системах среднего профессионального образования развитых и развивающихся стран, которые вызваны стремительным распространением эпидемии коронавируса COVID-19. Представленные материалы содержат описание мер, которые предпринимают национальные правительства и министерства образования, чтобы, с одной стороны, сохранить жизнь и здоровье преподавателей и студентов СПО и не допустить разрастания пандемии, и, с другой ― с наименьшими издержками перейти к моделям обучения, пригодными для использования в условиях социальной изоляции.

Адаптация к жизни в «новой нормальности» дается профессиональным образовательным организациям особенно нелегко. Это связано и со спецификой образовательных программ, преподаваемых в колледжах, и с некоторыми особенностями социально-экономического положения семей студентов СПО. Поскольку подготовка рабочих и технических специалистов носит прикладной, практический характер, ее труднее всего организовать в удаленной форме. Будущие медсестры должны осваивать выполнение медицинских процедур, сварщики ― выполнять сварочные соединения, а огранщики ― шлифовать поверхности драгоценных камней. Обучение любой профессии, как правило, требует доступа к оборудованию, иногда сложному и дорогостоящему. Это обучение происходит при непосредственном участии мастера, который инструктирует, подсказывает, указывает на совершаемые ошибки и т. д. Организовать весь этот процесс дистанционно, без непосредственного доступа ученика к реальному оборудованию и вне контакта face-to-face с мастером и преподавателем, бывает, чаще всего, невероятно трудно.

Еще один фактор, создающий препятствия для перехода к дистанционному обучению в колледжах, состоит в том, что всюду в мире выходцев из бедных семей среди студентов СПО существенно больше, чем среди студентов университетов.  Эти учащиеся могут у себя дома даже быть лишены элементарных условий для систематической учебы в удаленном режиме: часто у них нет оборудованного рабочего места, компьютера или планшета, соединенного с Интернетом, и т. д. В процессе удаленной учебы они гораздо реже могут рассчитывать на помощь и поддержку в этом деле со стороны собственных родителей. Барьер доступа, созданный коронавирусом, для очень многих студентов СПО в разных странах оказывается труднопреодолимым.

В поиске ответа на эти и другие вопросы, связанные с адаптацией организаций СПО к новым условиям в разных странах, был подготовлен предлагаемый материал.

Мы надеемся, что этот обзор будет полезен руководителям системы среднего профессионального образования разных уровней, директорам колледжей, методистам, экспертам и всем, кто ищет пути для улучшения деятельности российских колледжей в это трудное время.

И.Д. Фрумин

Изменения в организации обучения в колледжах

К концу апреля 2020 г. большинство стран мира ввели специальные меры по предотвращению распространения коронавируса в организациях среднего профессионального образования. В ряде стран, наиболее пострадавших от пандемии, организации СПО были полностью закрыты для посещения обучающихся. В других странах, например, Индонезии, Филиппинах, Брунее, Вьетнаме, Таиланде, Египте, Мозамбике и Австралии, профессиональные колледжи были закрыты частично. Критерием приостановки деятельности отдельных профессиональных образовательных организаций (ПОО) в этих государствах стало обнаружение в них студентов или педагогов с подтвержденным диагнозом COVID-19.

Изменения в организации практического обучения на предприятиях

Кроме задачи организации процесса обучения в стенах профессиональных образовательных организаций в условиях карантина, система СПО вынуждена вести профессиональную подготовку своих студентов в реальных производственных условиях. Организация практик в этой ситуации вызвала наибольшие трудности, поскольку значительная часть предприятий приостановили свою деятельность в рамках мер по борьбе с COVID-19. Кроме того, даже в тех случаях, когда фирмы не прекратили свою работу, закрытие на карантин колледжей затруднило координацию образовательного процесса между ними.  

Подходы к оценке навыков студентов СПО в условиях карантина

Многие страны еще не приняли окончательного решения об изменении условий проведения итогового оценивания и сертификации выпускников СПО. В таких странах, как Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Таиланд, Австралия, Казахстан и Украина вероятность отмены или переноса итоговой аттестации невелика, так как профессиональные образовательные организации не были закрыты полностью. В странах Евросоюза вопрос об изменении сертификационных процедур активно обсуждается. Некоторые страны уже определились с тем, как будут оцениваться компетенции студентов СПО в 2020 г., а другие еще только находятся в процессе обсуждения и принятия соответствующих решений.

Заключение

Пандемия стала глобальным вызовом для систем среднего профессионального образования во всем мире. Ситуация перехода на дистанционное обучение еще раз ярко проявила остроту социально-экономического неравенства как на государственном уровне, так и между отдельными социальными группами и домохозяйствами. При этом неравенство проявляется не только в различиях материально-технической базы или обеспеченности студентов современными гаджетами, но и в наличии запаса прочности систем СПО с точки зрения доступности современных методических разработок, цифровых инструментов, наличия образовательного контента на национальных языках. Страны, располагающие таким запасом прочности, имели гораздо более широкое пространство для маневра в условиях принятия экстренных мер.

Авторы-сотрудники Центра исследования среднего профессионального образования

Дудырев Федор Феликсович

Директор центра исследования среднего профессионального образования

Романова Ольга Анатольевна

Эксперт центра развития навыков и профессионального образования