Закрытие профессиональных образовательных организаций далеко не во всех случаях означает полную остановку их работы. Согласно совместному опросу ЮНЕСКО и Международной организации труда (МОТ)[1] только 37% респондентов сообщили о том, что работа их ПОО была прекращена полностью. В большинстве случаев известные опрошенным профессиональные образовательные организации перешли на полное (41%) или частичное (10%) дистанционное обучение.
Данные опроса ЮНЕСКО и МОТ позволяют сделать вывод о том, что постановка задачи перехода к дистанционному обучения в большинстве случаев не сопровождалась выделением на эти цели дополнительных человеческих и финансовых ресурсов. Только 45% респондентов сообщили о выделении ресурсов на разработку новых методических материалов, технологий и распространение использования дистанционных онлайн- или офлайн- учебных активностей.
Перевод образовательного процесса в дистанционный формат стал вызовом для преобладающего числа респондентов, которые ранее либо совсем не имели опыта подобной работы (42%), либо сталкивались с ней эпизодически (37%). Только 16% респондентов сообщили о том, что и до введения карантина довольно часто или регулярно вели образовательные программы дистанционно. Все это говорит о низкой готовности национальных систем профессионального образования к обеспечению дистанционного и, в особенности, онлайн-обучения. Для значительной части стран это связано, в первую очередь, с плохой обеспеченностью студентов и преподавателей необходимым оборудованием (компьютеры, доступ к сети Интернет), а также недостаточным уровнем цифровых компетенций студентов и преподавателей.
В этих условиях особый интерес представляет практика противодействия коронавирусу образовательных систем СПО в Европейском Союзе (далее ― ЕС). Важно отметить, что в странах Западной Европы цифровые информационно-коммуникационные технологии систематически внедрялись еще задолго до возникновения чрезвычайного положения, вызванного пандемией COVID-19.
Все профессиональные образовательные организации в странах ЕС были полностью закрыты (планируемая продолжительность карантинных мероприятий разнится по странам от конца апреля до середины мая). В большинстве стран пока не обсуждается вопрос о переносе сроков учебного года или иных действиях, призванных нивелировать последствия остановки образовательного процесса в колледжах в марте-апреле. Исключения составляют:
- немецкоязычная часть Бельгии, где в качестве одного из сценариев обсуждается перенос всех занятий в колледжах на начало следующего учебного года;
- Франция и Португалия, власти которых уточнили, что после возобновления образовательного процесса профессиональные образовательные программы будут скорректированы с точки зрения сроков их реализации с учетом времени, упущенного во время пандемии;
- Германия, где, несмотря на то, что ученические контракты завершаются согласно установленным в них срокам, предусмотрена возможность для студентов СПО далее продолжить свое обучение, если это необходимо для достижения требуемого уровня компетенций.
Большинство стран ― членов ЕС и стран, входящих в зону его влияния, перевели обучение по профессиональным образовательным программам в дистанционный формат и организовали онлайн-обучение. К числу таких стран относятся: Австрия, Болгария, франкоговорящая Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Исландия, Ирландия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Словения, Испания, Швеция, Великобритания (Англия и Уэльс). Данные опроса национальных экспертов свидетельствуют о разной степени успешности этих мер в разных странах.
В Болгарии студенты профессиональных программ изучают теорию в онлайн-формате в том же режиме, в котором они обучались в своих ППО (два-три дня в неделю). Помимо этого, применяется еще один сценарий, когда колледжи заново согласовывают образовательный план студентов с предприятиями таким образом, чтобы на протяжении карантина полностью загрузить учащихся теоретическим обучением. Предполагается, что после окончания изоляционных мер студенты восполнят все пропущенные дни обучения на предприятиях. Эта мера особенно актуальна для случаев, когда предприятие, где проходит студенческая практика, еще не приостановило свою работу, но хотело бы это сделать.
В Финляндии, те студенты ученических программ, которые все еще имеют возможность продолжать практическое обучение на базе предприятий, получили дистанционный доступ к образовательному контенту, который обычно изучался в колледжах в очном режиме. Как правило, профессиональные образовательные организации предлагают разные режимы взаимодействия с преподавателями на основе цифровых инструментов. Студентам, временно потерявшим возможность обучения на закрытых из-за карантина предприятиях, предлагается возможность продолжить профессиональную подготовку в других формах, например, за счет организации и теоретической и практической части обучения в дистанционном режиме (в тех случаях, когда это возможно).
Во Франции профессиональные образовательные организации пошли по пути двух сценариев дистанционного обучения. В том случае, когда у студентов имеется собственное оборудование для освоения профессиональной образовательной программы, они выполняют учебные задачи дома. Если необходимого оборудования нет, но оно имеется в компании, реализующей практическую часть подготовки, то часть программы ПОО также осваивается на материально-технической базе работодателей. Если же компания не готова предложить условия для прохождения части образовательной программы колледжа, то студенты продолжают только практическую часть обучения на предприятиях.
В Германии бо́льшая часть студентов СПО продолжают обучение на базе предприятий, имея дистанционный доступ к образовательным ресурсам ПОО. В других случаях для студентов было организовано полностью дистанционное обучение. При этом компаниям, организующим подготовку студентов СПО, было рекомендовано обратить внимание обучающихся на необходимость не только выполнения практических задач, но и на освоение теоретических курсов, расположенных на цифровых платформах ПОО. Если же колледж не обеспечил студентов инструкциями по дистанционному обучению, компаниям также рекомендовано связаться с обучающимися и согласовать новый порядок выполнения ими учебных активностей.
В Венгрии ПОО перешли на обучение в дистанционном формате, при котором теоретическая часть процесса проходит в режиме онлайн. Проведение практических и лабораторных занятий предполагает использование демонстрационных видео, подготовленных преподавателями, или использование других визуализационных решений. Если предприятия, на базе которых проходит основная часть практической подготовки, закрыты на карантин, колледжи перегруппируют образовательное содержание программ таким образом, чтобы сконцентрироваться в это время на теоретической подготовке студентов.
Как свидетельствуют данные экспертного опроса, переход на онлайн-обучение в организациях СПО Исландии был совершен за один день. Это оказалось большим вызовом для преподавателей, они были вынуждены экстренно организовать разработку видео-контента с демонстрациями рабочих операций, а также использовать другие цифровые инструменты для обеспечения наглядности и интерактивности учебного процесса. Некоторые преподаватели приняли решение отложить обучение до окончания карантина и затем добавить учебные часы к времени, которое отводится на обучение на базе ППО.
В Ирландии колледжи организуют процесс обучения с помощью онлайн-платформ, на которых студентам предлагаются учебные материалы и оценочные материалы. Переход к онлайн-обучению оказался наименее болезненным на таких направлениях, как инженерное дело, IT-специальности, финансы и страхование.
В Норвегии используется ряд сайтов и мобильных приложений для обеспечения взаимодействия между студентами, преподавателями и наставниками на предприятиях. Эти цифровые инструменты выдержали испытание кризисом, их эффективность как инструмента, обеспечивающего доступ к учебным материалам и инструментам оценки, признана высокой.
В Литве профессиональные образовательные организации получили две недели для перехода на режим дистанционного образования. Процесс обучения организован посредством онлайн-платформ, которые они выбрали. Важным инструментом взаимодействия между преподавателями и студентами выступают электронные дневники.
В Португалии Институт занятости и профессионального обучения (IEFP) обладает собственной цифровой платформой для онлайн-обучения, которая доступна для всех находящихся в его ведомстве колледжей и учебных центров. Колледжи стремятся контролировать учебные активности своих студентов в онлайн-среде. В то же время чиновники и эксперты продолжают обсуждать возможность открытия очного посещения занятий для студентов старших курсов (при этом предполагается очное посещение только для учебных курсов, входящих в итоговую аттестацию).
В Испании студенты профессиональных образовательных программ продолжают обучение в онлайн-среде. За каждым регионом Испании закреплено право использовать свою собственную цифровую образовательную платформу. В Мадриде для этих целей используется онлайн-платформа «Aula Virtual de Educamadrid». Преподаватели и студенты не ограничены в выборе и других цифровых инструментов для организации образовательного процесса.
* * *
Можно сказать, что в течение марта-апреля системы СПО стран мира сумели частично адаптировать процесс профессионального обучения и образования к реалиям социальной изоляции. Отвечая на новый вызов, каждая из стран опиралась на имеющиеся у нее заделы в области цифровизации профессионального образования:
- взаимодействие студентов и преподавателей организуется на основе различных технологических решений: от мессенджеров (в случаях, если у обучающихся нет дома компьютеров или ноутбуков) до многофункциональных цифровых платформ и использования национального телевещания, транслирующего образовательные курсы. Наиболее широко используются видео-конференции (например, Zoom), виртуальные образовательные среды, такие как Google classroom, блоги, форумы, видео и каналы YouТube[4]. Помимо этого, преподаватели используют симуляции (like STR, Opera и Amadeus), а также социальные сети (Facebook, Instagram) и мессенджеры (Viber, Whatsapp). В ряде стран, например, Казахстане и Украине, широко востребованы локальные цифровые платформы на национальных языках. Чаще всего преподаватели СПО используют разные ресурсы, сочетая формы дистанционного онлайн-обучения с дистанционным офлайн-обучением (рис. 1).
Рисунок 1. Использование инструментов и ресурсов для организации дистанционного обучения на программах среднего профессионального образования, % опрошенных. Источник: ILO-UNESCO Joint Survey on Technical and Vocational Education and Training (TVET) and Skills Development during the time of COVID-19 (дата обращения: 16.04.2020).
- как правило, в фокусе дистанционного образовательного процесса в колледжах находятся теоретические курсы, в то же время восполнение дефицита практической подготовки планируется только после возвращения к традиционному режиму обучения;
- для преподавателей важную роль при организации дистанционного обучения играет не только его организация, но и вопросы психологической поддержки студенто во время вынужденной изоляции;
- опыт прошедших недель подтвердил эффективность групповых форм организации дистанционного обучения. Эти формы учебной работы позволяют смягчить недостаток социальных компетенций студентов.
Среди наиболее болезненных проблем перехода на дистанционное обучение провайдерами среднего профессионального образования называются следующие:
- дополнительные расходы, связанные с использованием сети Интернет студентами;
- недостаток качественных и интуитивно понятных пользователям учебных материалов и ресурсов, необходимых для организации онлайн-обучения в организациях СПО;
- отсутствие нормативно-правовых документов, регламентирующих онлайн-обучение;
- снижение учебной мотивации студентов (особенно студентов программ, наиболее насыщенных практическим прикладным обучением);
- высокий уровень стресса преподавателей, связанный с необходимостью «шокового» перехода на новые педагогические практики и технологии;
- чрезмерная интенсификация нагрузки преподавателей, вызванная освоением новых образовательных и информационно-коммуникационных технологий и необходимостью поддержания нового режима коммуникации со студентами (преподавателями, в частности, упоминается необходимость практически круглосуточного отвечать на вопросы учеников).
[1] В опросе ЮНЕСКО И МОТ приняли участие 179 респондентов из 63 стран. В число опрошенных вошли представители профессиональных образовательных организаций, национальных органов управления профессиональным образованием и социальной сферой, а также представители работодателей. ILO-UNESCO Joint Survey on Technical and Vocational Education and Training (TVET) and Skills Development during the time of COVID-19.