Практики вузов по поддержке волонтерской деятельности студентов в период пандемии
Введение
Пандемия короновируса впервые в современной истории стала вызовом мирового масштаба, в борьбу с которым так или иначе включены большинство экономических и социальных институтов во всех странах. Волонтерская деятельность граждан, студентов, корпоративных волонтеров и волонтеров некоммерческих организаций стала одним из ответов общества на этот вызов. В данной главе обозначен основной контур участия студентов вузов в волонтерской деятельности во время пандемии в нашей стране и за рубежом. Для изучения практик российских университетов была проведена серия интервью с руководителями волонтерских центров в университетах Москвы, Воронежской, Орловской и Рязанской областей, Краснодарского края и Республики Чувашия, а также проведен анализ ресурсов СМИ на базе системы «Медиалогия».
Развитие волонтерских центров вузов
В последние годы в России наблюдается положительная динамика вовлеченности россиян в волонтерскую деятельность, дифференцируются формы, каналы и направления помощи, расширяются масштабы реализуемых проектов. Статистика и данные социологических исследований свидетельствуют о том, что наибольшую активность в волонтерском движении проявляет молодое поколение. Так, по данным ВЦИОМ, 22% молодых людей в возрасте 18‒24 лет приходилось работать волонтером (то есть бесплатно оказывать кому-то помощь), в то время как среди россиян в целом аналогичный показатель находился на уровне 8%. О том, что волонтерами преимущественно работают самые молодые респонденты в возрасте от 18 до 25 лет (6% против 1 в остальных возрастных группах), говорят и результаты опроса Левада-Центра. Согласно данным Росмолодежи, в 2019 году в волонтерской деятельности принимали участие 4 101 170 молодых людей в возрасте 14‒30 лет, что составляет 15% этой возрастной группы. К наиболее популярным и востребованным направлениям волонтерской деятельности среди молодежи относится эпизодическое волонтерство, социальное волонтерство и волонтерство в сфере сохранения исторического и культурного наследия.
Опыт зарубежных вузов организации волонтерства
Студенты во многих странах мира вовлечены в мероприятия по борьбе коронавирусом. В отличие от нашей страны, за рубежом основными моделями участия студентов являются студенческие инициативные проекты и инициативы межуниверситетских студенческих организаций. Инициативы самих университетов в развитии волонтерской деятельности студентов распространены значительно реже и чаще всего являются ответом на запросы со стороны студентов, местных органов власти, медицинских учреждений или некоммерческих организаций. Наиболее распространенными формами волонтерского участия студентов является интеллектуальное волонтерство и участие в краудсорсинговых проектах, создание образовательных и информационных ресурсов о коронавирусной инфекции, немедицинская помощь и доставка продуктов и лекарств наиболее уязвимым группам граждан, немедицинская помощь медицинским работникам и их семьям.
Студенческие инициативы и инициативы межуниверситетских организаций
Инициатива проектов помощи часто исходит от студентов или студенческих организаций и направлена на интеллектуальное участие в решении проблемы распространения и исследовании коронавируса, а также на организационную, физическую и иную немедицинскую помощь наиболее уязвимым группам.
В рамках интеллектуального волонтерства студенты участвуют в краудсорсинговых проектах и хакатонах для совместного решения исследовательских задач. Например, студент Массачусетского технологического института запустил серию хакатонов по решению проблемы распространения коронавируса (MIT COVID-19 Challenge), а сотрудники и студенты Амстердамского университета создали платформу Data scientists Against Corona по совместному решению соответствующих исследовательских задач.
Межсекторное партнерство по инициативе студентов
Зарубежные университеты обычно не являются организаторами студенческого волонтерства по теме коронавируса. Чаще всего работа университетов направлена на исследовательскую работу и научные партнерства по поиску решений распространения коронавируса, а также на решение учебных вопросов во время пандемии. Это может быть организация дистанционного обучения и поддержка административных функций, предоставление административной, материальной и психологической помощи студентам, в том числе международным. Университеты инициируют волонтерскую деятельность студентов, когда есть внешний запрос от муниципалитетов, региональных министерств или медицинских учреждений. В связи с ростом заболеваемости такие запросы поступают в медицинские университеты все чаще.
Выводы
Распространение коронавируса выявило силу и быструю скорость реакции гражданских инициатив и волонтерского движения в России и за рубежом. В нашей стране общий вызов распространения коронавируса мобилизовал более 95 тысяч граждан, которые присоединились к всероссийской акции #мывместе. Студенты и вузы активно включились в волонтерское движение по предоставлению медицинской, интеллектуальной и организационной помощи в работе с группами риска, в первую очередь, с пожилыми людьми.
Важной особенностью работы студентов-волонтеров в период эпидемии является учет профилей их обучения в распределении работы. Фактически студенты не только вносят вклад в общее дело по борьбе с распространением коронавируса, но и развивают свои профессиональные навыки; волонтеры-медики — в оказании медицинской помощи, психологи и юристы — в области консультирования, студенты технических специальностей расширяют свой профессиональный опыт, работая «цифровыми волонтерами».
Ситуация пандемии выявила определенную степень солидаризации внутри сферы образования. Одной из наиболее распространенных практик студентов-волонтеров является поддержка своих преподавателей старшего поколения в решении бытовых вопросов и помощь в освоении современных инструментов дистанционного онлайн-обучения. Аналогичную поддержку студенты предоставляют школьным преподавателям и проводят со школьниками занятия по основным и дополнительным дисциплинам. За рубежом студенты и научные исследователи объединяются для совместного решения научных задач по теме короновирусной инфекции, а университеты образуют научные партнерства.
Пандемия создала беспрецедентные условия для развития волонтерской деятельности. Впервые массово перед волонтерами встал вопрос собственной безопасности и тех, кому они помогают, стала очевидной необходимость перевести максимум возможной работы в дистанционный формат. Безусловно, опыт, приобретенный в экстремальной ситуации, скажется на траектории развития волонтерских практик в дальнейшем.
Основная рекомендация для вузов, начинающих и продолжающих практику поддержки студентов-волонтеров в деятельности по борьбе с распространением коронавируса, заключается в необходимости придерживаться линии, принятой Минобрнауки России. Методические рекомендации для вузов по организации работы волонтерского корпуса в ситуации распространения коронавирусной инфекции оперативно подготовлены и опубликованы Минобрнауки России с учетом рекомендаций эпидемиологов, профильных НКО.
Авторы-сотрудники Центра оценки общественных инициатив при поддержке Ассоциации волонтерских центров
Скокова Юлия Аркадиевна
Директор
Краснопольская Ирина Игоревна
Эксперт
Корнеева Ирина Евгеньевна
Эксперт