Мемы и короткие видео в соцсетях могут показать неожиданные стороны жизни молодых людей, иногда даже лучше, чем классические опросы, считают эксперты Центра исследований современного детства ВШЭ. На открытом семинаре они обсудили, какие микротренды сейчас популярны среди подростков и молодежи и как эти тренды помогают лучше понять, что их на самом деле интересует и беспокоит.
Наука
Студенты все чаще совмещают учебу с работой. Этот тренд обсуждали на открытом семинаре, где Ксения Рожкова, Павел Травкин и Сергей Рощин из Лаборатории исследований рынка труда представили результаты нового исследования.
Более 80% студентов улучшают свои навыки критического мышления, если их этому специально учить, показало исследование доцента РУДН Марии Солодихиной. Это опровергает мнение некоторых экспертов о бессмысленности обучения данному навыку.
Взгляды родителей и воспитателей на благополучие детей в садике могут сильно отличаться. Эти различия, на первый взгляд незаметные, влияют на качество дошкольного образования и развитие малышей. Об этом говорили на открытом семинаре, где обсуждали новое исследование Центра исследований современного детства.
Когда у руководителей образования появляются сложные вопросы или возникает необходимость выбора, оставить догадки и взглянуть на реальные данные не кажется плохой идеей. На первом открытом семинаре этого сезона эксперты Института образования поделились опытом, как исследования помогают находить эффективные решения даже в тех ситуациях, где на первый взгляд не видно очевидных путей.
«Дискуссия о реформе педагогического образования в СССР, затем — России, рискует быть отнесена к разряду вечных», — начал открытый семинар Анатолий Каспржак. С одной стороны, 68% школьников говорят, что в их жизни был учитель, который оказал на их судьбу заметное влияние. С другой — система подготовки педагогов не успевает за временем, из-за чего у половины молодых учителей возникают серьезные проблемы.
Искусственный интеллект — главный раздражитель спокойствия в современном образовании. О рисках и преимуществах использования генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в университетах поговорили исследователи из НИУ ВШЭ, ТюмГУ и МГПУ.
Рынок EdTech трансформируется в соответствии с тремя популярными маркетинговыми стратегиями — «масштабирование», «углублённая специализация» и «технологическое лидерство». Это следует из доклада Дарьи Томасовой на открытом семинаре, посвященном текущим тенденциям отрасли онлайн-образования.
Когда учим студентов, нам нужно понимать, с кем мы имеем дело, и почему они ведут себя именно так, а не иначе. А с этим есть проблемы. Существует много наивных объяснений, что упал культурный уровень, изменились когнитивные способности. Что студенты перестали читать и вся молодежь стала визуалами. Считая эти объяснения недостаточными, исследователи ВШЭ «ударились в жесткую эмпирику».
Проактивность, агентность — всё это часто звучит как общие слова. Да, все признают, что сегодня нужно уметь перестраиваться самому — выбирать образование, менять профессию, развивать новые навыки... Но в чем именно проявляется этот «запрос на агентность», от кого он исходит, как формулируется? А главное — кто и чем конкретно на него отвечает? В самом широком диапазоне — от детского сада до межнациональной корпорации. Впервые сделана попытка составить глобальную карту конкретных решений в этой области. Команда стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» представила ее на конференции «Роль институтов самоорганизации в посткризисном развитии экономики и социальной сферы».
1
2