Рынок EdTech трансформируется в соответствии с тремя популярными маркетинговыми стратегиями — «масштабирование», «углублённая специализация» и «технологическое лидерство». Это следует из доклада Дарьи Томасовой на открытом семинаре, посвященном текущим тенденциям отрасли онлайн-образования.
Наука
Когда учим студентов, нам нужно понимать, с кем мы имеем дело, и почему они ведут себя именно так, а не иначе. А с этим есть проблемы. Существует много наивных объяснений, что упал культурный уровень, изменились когнитивные способности. Что студенты перестали читать и вся молодежь стала визуалами. Считая эти объяснения недостаточными, исследователи ВШЭ «ударились в жесткую эмпирику».
Проактивность, агентность — всё это часто звучит как общие слова. Да, все признают, что сегодня нужно уметь перестраиваться самому — выбирать образование, менять профессию, развивать новые навыки... Но в чем именно проявляется этот «запрос на агентность», от кого он исходит, как формулируется? А главное — кто и чем конкретно на него отвечает? В самом широком диапазоне — от детского сада до межнациональной корпорации. Впервые сделана попытка составить глобальную карту конкретных решений в этой области. Команда стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» представила ее на конференции «Роль институтов самоорганизации в посткризисном развитии экономики и социальной сферы».
В последние десятилетия индексы цитирования стали главным инструментом для оценки работы ученого. На их основании создаются рейтинги, по которым затем принимаются политические решения: кто из ученых получит грант, а какой университет – финансирование. Но насколько адекватно эти показатели отражают научный вес исследователя в рамках конкретной дисциплины? Какие опасности сопряжены с некритическим доверием к метрикам? И как можно проверить правдивость их данных? На эти вопросы отвечали сотрудники Центра институционального анализа науки и образования Европейского университета Михаил Соколов, Катерина Губа и Анжелика Цивинская.
На стыке гуманитарного знания и информационных технологий активно развивается область Digital Humanities. Цифровыми инструментами уже давно пользуются и лингвисты, и историки, но работодатели в России до сих пор не знают, чего ждать от цифровых гуманитариев. На открытом семинаре Анастасия Бонч-Осмоловская рассказала о Digital Humanities в России и обозначила ряд проблем в преподавании междисциплинарных наук.
Доказано, что вовлеченность родителей в образовательный процесс ребенка положительно влияет на успеваемость, но только не при выполнении и контроле домашних заданий – тут в детях нужно развивать самостоятельность. На вторничном семинаре обсудили, в какой степени родители должны быть вовлечены в учебу ребенка, и как это сказывается на школьных результатах.
Несмотря на распространенный миф о том, что специалисты технических направлений получают больше, результаты трех разных исследований показывают обратное. На вторничном семинаре обсудили, как меняется и от чего зависит зарплата STEM-работников, и пришли к выводу, что все же «лириком» быть выгоднее.
Вопрос о формировании новых точек роста является одним из ключевых в образовательной политике, но возможно ли повторить успешный опыт прошлого? На вторничном семинаре разбирали феномен психолого-педагогического факультета Красноярского государственного университета, какие факторы повлияли на успех проекта, и что нужно сделать, чтобы это сработало сегодня.
Навыки коммуникации и кооперации занимают важное место в системе школьного образования, по крайней мере, формально. На вторничном семинаре состоялась презентация инструмента оценки этих навыков в начальной и средней школе. Проект стал примером успешной кооперации между представителями разных наук – психометриками и лингвистами.
Лекция в рамках вторничного семинара была посвящена вопросам неравенства, ее прочитал Дмитрий Юрьевич Куракин – кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной социологии, а также – директор недавно созданного в Институте образования Центра социологии культуры.
1
2