• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Система СПО в условиях пандемии: региональные практики

Введение

Вынужденный переход на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, происшедший весной 2020 г., формирует запрос на оценку готовности студентов, семей и образовательных организаций системы СПО к обучению в новых условиях. В представленном обзоре анализируются трудности, с которыми столкнулись все или большинство российских колледжей, совершающих переход к работе в условиях социальной изоляции, а также те организационные и технологические решения, которые принимаются для разрешения этой непростой ситуации.

Переход к дистанционному обучению: шок первых дней

Переход колледжей к жизни в новых условиях происходил, во-многом, по тому же сценарию, что применялся в школах. Издание приказов о временном переходе на дистанционное обучение и назначение ответственных работников, внесение изменений в календарный график учебного процесса и учебный план, принятие локальных актов об организации дистанционного обучения, аудит имеющихся в доступе образовательных ресурсов, в т.ч. открытых, обеспечение доступа к ним преподавателей и студентов, определение дисциплин и курсов, которые могут быть реализованы в дистанционном режиме, оборудование помещений для проведения занятий в онлайн-режиме,  анализ возможностей студентов СПО обучаться в удаленно (наличие домашнего компьютера, доступа к Интернет), мониторинг фактического взаимодействия педагогов с обучающимися, разъяснение родителям особенностей организации учебного процесса в новых условиях – все эти организационные меры были предприняты на уровне отдельных профессиональных образовательных организаций.

Первые дни существования в «новой образовательной реальности» потребовали быстрой перестройки образовательного процесса, при этом непривычно большое значение приобрели факторы техники и технологии. Технические системы, обеспечивающие учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий, которые ранее рассматривались колледжами в лучшем случае как полезное подспорье, сейчас вышли на первый план. От их функционального состояния зависела возможность взаимодействия преподавателей со студентами в синхронном режиме, в случае возникновения сбоев в их работе возникали трудности с передачей учебных материалов, проверкой домашних заданий и т.д. В первые дни перехода на «удаленку» подавляющая часть региональных новостей посвящена именно многочисленным техническим проблемам, с которыми столкнулись профессиональные образовательные организации.

В Калужской области дистанционное обучение началось с проблем, родители жаловались, что системы «Сетевой город. Образование», РЭШ, а также платформа для видеоконференций Zoom не работают: «С сегодняшнего дня все дети должны были приступить к обучению. Несмотря на то, что подготовка к этому событию была достаточно серьезной, без перебоев не обошлось».

В Еврейской автономной области первые занятия в дистантной форме получились скомканными: «Первые дни платформа Zoom и провайдеры явно не справлялись с большой нагрузкой. Связь часто прерывалась, зависала, шло запаздывание между изображением и звуком»[1].

Часть родителей в Мурманской области высказывали недовольство недостатками дистанционного обучения: «Вместо того, чтобы использовать серверы ресурсов, на которых уроки размещены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, была придумана модель, при которой задания размещаются на сайтах школ, а ответы надо присылать каждому учителю лично. Из-за того, что педагоги пользуются разными мессенджерами, возникает неразбериха. Кроме того, некоторые учителя требуют, чтобы задания фотографировали перед отправкой».

Представители школ и колледжей Сахалинской области в первые дни дистанционного обучения столкнулись с той же проблемой – платформа «Сетевой город» работала с перебоями. В некоторых районах на севере острова организовать обучение в дистанционном режиме оказалось затруднительно. Например, в Углегорском районе школы и колледжи имели выход в Интернет, в то же время учащиеся у себя дома не располагали доступом во Всемирную Сеть. В этой ситуации было организовано обучение в микрогруппах на территории профессиональных образовательных организаций.

Колледжи Костромской области также не сразу смогли приступить к дистанционному обучению. Как сообщает «Российская газета», платформа «Сетевое образование», с помощью которой учащиеся должны были получить удаленный доступ к учебным материалам, не выдержала нагрузки и дала сбой. Большие проблемы возникли с доступом к электронным дневникам, в которых преподаватели формировали задания обучающихся по отдельным дисциплинам.

Преподаватели колледжей часто не знали, как действовать в новых условиях, когда учебные классы стали виртуальными, а образовательные ресурсы недоступны из-за возникших технических проблем. Каждый педагог, столкнувшийся с необходимостью преподавать дистанционно, самостоятельно решал, как наиболее эффективно организовать взаимодействие с учащимися: кто-то общался с ними с помощью СМС, кто-то просил студентов записать аудио-ответы и прислать к установленному сроку. Министерства образования в большинстве регионов провели специальные «Горячие линии» для преподавателей, чтобы помочь им упорядочить и рационально организовать учебный процесс с использованием имеющихся в их распоряжении технологических решений.

По данным региональной прессы, на начальном этапе пиковые нагрузки на сети и последовавшие затем технические сбои прервали либо значительно затруднили переход к  обучению на основе дистанционных образовательных технологий в колледжах Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Кемеровской, Костромской, Курганской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Тульской, Омской, Челябинской областей, Пермского и Приморского краев, ХМАО, Еврейской автономной области, Республике Башкортостан, Карелии, Чувашии, Республике Крым.

[1] В Биробиджанском колледже культуры и искусств адаптируются к дистанционному обучению. // Gorodnabire.ru. Биробиджан. 2020. 13 апреля.

Какие платформенные решения используют российские колледжи?

Переход к дистанционному обучению потребовал по-новому, на другой технологической основе организовать взаимодействие между студентами и преподавателями, поддерживать обмен учебными материалами, сохранять данные, оценивать образовательные результаты и т.д. Первые недели работы в новых условиях наглядно подтвердили, что в наилучшем положении оказались те субъекты Российской Федерации, органы управления которых задолго до возникновения кризиса разработали и внедрили организационные и технологические решения для использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Так, информационно-технологическая платформа «Цифровой колледж Подмосковья» была разработана и внедрена в 2016-2019 г. Она связывает между собой 49 профессиональных образовательных организаций региона, 6 региональных центров компетенций, а также органы управления образованием и организации, обеспечивающие методическое сопровождение учебного процесса системы СПО Московской области. Это комплексное информационно-технологическое решение, предназначенное для организации учебного процесса в колледжах региона на базе современных IT-технологий, как аудиторно, так и дистанционно в рамках «смешанного обучения». Платформа позволяет удаленно работать с цифровыми образовательными материалами, хранить и анализировать учебные результаты, организовывать сетевое взаимодействие образовательных организаций для обмена педагогическими практиками и материалами.

Организаторы учебного процесса в каждом колледже используют платформу для унификации процессов планирования (составление учебных планов, формирование расписания, ведение электронных журналов и дневников и т.д.) и проведения мониторинга образовательных результатов в режиме реального времени, для формирования рейтингов, а также для обеспечения отчетности. Что касается преподавателей, они могут конструировать онлайн-курсы и электронные учебно-методические комплексы; группировать различные цифровые учебные материалы по направлениям подготовки; создавать и проверять индивидуальные и групповые контрольные задания; формировать библиотеки цифровых учебных материалов (как профессионально изданных, так и авторских) с общим доступом.

В апреле 2020 г. была предпринята первая попытка расширить сферу действия «Цифрового колледжа Подмосковья». Губернатор Московской области А.Ю. Воробьёв и губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов объявили о совместном проекте по созданию модели дистанционного обучения для системы профессионального образования. В рамках этого сотрудничества колледжам Санкт-Петербурга предоставят доступ к платформе – самому большому в России агрегатору онлайн-курсов и практикумов для системы СПО. В свою очередь министр просвещения России С.С. Кравцов отметил большое значение взаимодействия регионов страны в вопросах организации образовательного процесса. «Сейчас очень важно в регионах качественно организовывать работу по дистанционному обучению. Делиться положительным опытом, помогать друг другу – это правильный вектор сотрудничества всех субъектов страны, который мы всячески готовы поддерживать. Уверен, что опыт Подмосковья будет полезен не только Санкт-Петербургу, но и другим регионам», – сообщил министр просвещения.

В период коронавируса ярко проявился потенциал крупных российских издательств, которые, как и всюду в мире, активно продвигают электронные образовательные ресурсы и построенные с их использованием дистанционные образовательные технологии. Издательство «Академия» традиционно специализируется на разработке современных образовательных ресурсов для системы среднего профессионального образования. Министерство образования и науки Республики Саха-Якутия подписало лицензионное соглашение об обеспечении безвозмездного дистанционного обучения на период введения дистанционного обучения с ООО «Академия – Цифровые технологии». На базе платформы издательства было организовано дистанционное обучение студентов Якутского медицинского колледжа, Якутского технологического техникума сервиса, а также горно-геологического техникума. Подписанное соглашение дало возможность профессиональным образовательным организациям республики более комплексно подойти к организации учебного процесса. На базе платформы издательства «Академия» возможна разработка преподавателями собственных учебных материалов, курсов и заданий, контроль успеваемости студентов и степени освоения ими учебного материала, осуществление коммуникации между всеми участниками образовательного процесса и др. Кроме того, платформа позволяет студентам выполнять лабораторно-практические работы на виртуальных тренажерах, обеспечивает хранение и анализ образовательных результатов, поддерживает сетевое взаимодействие образовательных организаций для обмена педагогическими практиками и материалами.

Колледжи Владимирской области при переходе к обучению в дистанционном формате использовали диджитал-решения, разработанные издательством «Юрайт». Платформа «Юрайт» также поддерживает многие виды образовательных активностей, в т.ч. изучение, реферирование и обсуждение учебных материалов, прохождение адаптивного формирующего тестирования и различные формы взаимодействие между студентами и преподавателями. Среди лидеров цифровой трансформации региона – Ковровский транспортный колледж, Юрьев-Польский индустриально-гуманитарный колледж, Гусь-Хрустальный технологический колледж.

В Республике Татарстан основные цифровые решения для колледжей были разработаны в рамках проекта «Цифровая образовательная среда». В 2019 г. 17 организаций среднего профессионального образования республики получили федеральную поддержку в размере 36,3 млн рублей.  В их число входят Арский педагогический колледж имени Габдуллы Тукая, Буинский ветеринарный техникум, Елабужский политехнический колледж, Зеленодольский механический колледж, Кукморский аграрный колледж, Мамадышский политехнический колледж, Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля, Набережночелнинский политехнический колледж, Нижнекамский политехнический колледж имени Е. Н. Королева, Нижнекамский педагогический колледж, Технический колледж имени В. Д. Поташова, а также шесть колледжей и техникумов Казани. Обучение преподавателей, разработка ими онлайн-курсов, внедрение методик электронного обучения были организованы заранее. Все эти меры позволили существенно облегчить переход колледжей республики к использованию дистанционных образовательных технологий.

В ряде случаев современные технологические решения для колледжей разрабатывались не на уровне субъектов Российской Федерации, а отдельными образовательными организациями. Чаще всего эту миссию брали на себя образовательные организации, которые специализируются на подготовке в области информационных технологий, а также в социально-гуманитарной сфере.

«Основной платформой для Волгоградского социально-педагогического колледжа стала внутренняя система по управлению дистанционным обучением. Она содержит разработанные курсы, дистанционные занятия, при проведении которых используются различные общедоступные образовательные онлайн-ресурсы. Каждый преподаватель вправе выбрать то, что, по его мнению, наиболее эффективно»[1].

«Сейчас преподаватели ведут уроки онлайн, также у нас есть образовательная платформа «Электронная система обучения», на которой размещаются теоретические задания, идет контроль их выполнения. Ее создали наши программисты совместно с председателями цикловых комиссий, она построена с учетом специфики обучения в нашем колледже»[2].

Важно отметить, что описанные выше кейсы разработки платформенных решений для образовательных организаций системы СПО являлись скорее исключением из правил. Значительная часть российских колледжей начали переход к использованию дистанционных образовательных технологий, не располагая значительными заделами в области цифровизации учебного процесса. В этой ситуации руководителям и педагогическим коллективам приходилось принимать оперативные решения и использовать те ресурсы, которые были доступны в данный момент. Поэтому наиболее распространенными инструментами оказались открытые платформы, поддерживающие взаимодействие онлайн. Большинство профессиональных образовательных организаций применяли такие инструменты, как Moodle, Zoom, Skype, Webinar, Цифровой колледж, Электронный журнал, Дневник.ру и др.:

«Сейчас студенты обучаются на таких платформах, как Юрайт, Образовательные ресурсы Академии Ворлдскиллс Россия, Московская электронная школа и другие. Помимо этого, консультации и занятия в режиме вебинаров проходят в приложениях Zoom, Webinar и Skype»[3].

Социальные сети (VK, Facebook) и мессенджеры (WhatsApp, Viber и др.) также оказались хорошим подспорьем для преподавателей колледжей при работе в новых условиях. Более половины проанализированных региональных новостей свидетельствуют об использовании участниками образовательного процесса социальных сетей и мессенджеров, как наиболее привычных инструментов общения.  Эти популярные и используемые практически всеми платформы позволяют студентам и преподавателям пересылать учебные задания, выполненные домашние работы, записи лекций и другие учебные материалы без необходимости дополнительной платы за их использование.

 

[1] Учеба, конкурсы, флешмобы: дистанционный формат внес разнообразие в обучение и досуг студентов Волгоградской области. // Министерство образования и науки Волгоградской области (obraz.volgograd.ru). Волгоград. 2020. 14 апреля.

[2] Элла Смелова: «Наши студенты и преподаватели работают дистанционно, при этом их не покидает творчество и вдохновение». // Пушкинское ИА (inpushkino.ru). Пушкино. 2020. 12 апреля.

[3] В Бурятии подвели итоги первых дней дистанционки в СПО. // Профобразование (проф-обр.рф). Серафимович. 2020. 9 апреля.

С какими трудностями столкнулись колледжи при переходе в дистант?

Региональные СМИ сообщают о том, что далеко не все сотрудники и студенты профессиональных образовательных организаций располагают устойчивым доступом к Интернету (Свердловская, Курганская и Белгородская области, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия)). Одно из наиболее распространенных решений этой проблемы состоит в том, чтобы открыть преподавателям, а также студентам, проживающим в общежитиях, специальные классы, оборудованные доступом к сети Интернет. Первостепенное значение при реализации такой меры приобретает соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и сохранение здоровья преподавателей и студентов:

«Те, у кого нет технической возможности вести обучение с использованием домашнего Интернета, делают это из кабинетов информатики в самом образовательном учреждении»[1];

 «Изначально планировалось организовать обучение на уже имеющейся платформе Moodle, но учитывая тот факт, что большая часть студентов колледжа проживают в районах, где затруднен доступ в Интернет, либо в семье нет соответствующих условий для организации обучения в данном формате, мы остановились на самом оптимальном, на наш взгляд, варианте - использование облачных серверов преподавателей (Гугл-диск, Яндекс-диск и др.)»[2].

Кроме отсутствия устойчивого Интернет-соединения, еще одним серьезным препятствием является отсутствие у значительной части студентов СПО домашних компьютеров или иных технических средств, позволяющих обучаться в дистанционном формате (Свердловская, Тверская, Иркутская, Владимирская, Ивановская области, Республики Башкортостан и Саха-Якутия). Это объясняется тем, что среди студентов СПО много выходцев из бедных семей. Согласно Мониторингу качества подготовки кадров[3], в 2018 году каждый шестой студент системы СПО (17,2% от контингента) получал государственную социальную стипендию и, значит, с высокой долей вероятности не располагал дома персональным компьютером.

«Первая неделя выявила две основные проблемы. Первая – это отсутствие средств обучения у обучающихся. Мониторинг показал, что 11569 обучающихся не имеют технических средств обучения, из них школьников – 10520, студентов СПО – 1049».[4]

Еще одна трудность, с которой сталкиваются преподаватели колледжей в условиях перехода к работе в дистантном режиме – это отсутствие необходимых технических и методических навыков при работе с информационного-технологическими платформами (Ивановская, Московская и Саратовская области):

«В условиях перехода на дистанционное образование не у всех преподавателей есть эффективные навыки работы с платформой LMS Moodle, поэтому мы решили провести интенсивный онлайн-курс «Технология создания электронных обучающих курсов на базе LMS Moodle»[5].

«Еще сложнее ситуация в среднем профессиональном образовании. Руководство колледжей зачастую до последнего думает о том, что ничего не изменится, и не знает, как справиться с чисто техническими задачами, например, подключить 600 учеников к он-лайн занятиям».[6]


[1] Держать дистанцию! // Наш Белгород. Белгород. 2020. 10 апреля.

[2] Студенты онлайн. // Сибайский рабочий (sworker.rbsmi.ru). Сибай. 2020. 10 апреля.

[3] Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга качества подготовки кадров. Источник: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=spo (дата обращения: 12.05.2020)

[4] Ил Тумен (sakhaparliament.ru), Якутск, 10 апреля 2020

[5] Дистанционные курсы. // БезФормата Иваново (ivanovo.bezformata.com). Иваново. 2020. 14 апреля.

Участие студентов СПО в борьбе с коронавирусом и развитие волонтерства

Борьба с коронавирусной инфекцией ярко проявила ряд дополнительных возможностей профессиональных образовательных организаций. Во-первых, в каждом субъекте Российской Федерации располагаются 2-3 медицинских колледжа, и студенты-медики в силу своей профессиональной подготовки имеют возможность непосредственно участвовать в противоэпидемических мероприятиях. Во-вторых, все студенты СПО, независимо от профиля подготовки, часто становятся участниками волонтерских движений и находят способ помочь тем, кто в наибольшей степени пострадал от коронавируса. Многочисленные сообщения региональных СМИ апреля-мая свидетельствуют об этом.

Так, студенты-третьекурсники Астраханского базового медицинского колледжа (АБМК) по собственной инициативе попросили принять их в качестве санитаров в госпиталь главной региональной инфекционной больницы. Они решили на себе испытать, каково это — работать в таких нестандартных условиях. Наравне с опытными врачами, старшекурсники помогают зараженным новым коронавирусом COVID-19 поскорее покинуть стены больницы.

Студенты выпускных курсов медицинских колледжей Тверской области также принимают участие в лечении пациентов с коронавирусом. Колледжам дано поручение скорректировать свои образовательные программы с учетом потребности учреждений в специалистах. По мнению губернатора Игоря Рудени, тверская молодежь в условиях распространения коронавируса таким образом проявляет свою активную гражданскую позицию. Так, выпускники Тверского медицинского колледжа и Вышневолоцкого медицинского колледжа помогают медикам инфекционного госпиталя ГКБ №6 и Центра специализированных видов медицинской помощи им. В.П. Аваева в работе по оказанию медицинской помощи, лечению больных коронавирусной инфекцией.

Необходимость привлечения студентов-медиков в ряде случаев продиктована экстраординарными ситуациями. Так, на Центральной подстанции Городской станции скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга в начале мая была зафиксирована вспышка коронавируса. COVID-19 выявили у 30% работников, их отправили на лечение в амбулаторных и стационарных медучреждениях города. «Нагрузка на оставшихся сотрудников увеличилась, но время ожидания дозвона на номере 03–103 не изменилось», — передает «Фонтанка» сообщение городского Комитета по здравоохранению. Замещать заболевших врачей будут более 40 студентов медицинских колледжей. Они приступили к работе уже с 9 мая.

В Волгоградской области более 5,5 тысячи медицинских работников брошены на борьбу с новой коронавирусной инфекцией. Они оказывают помощь пациентам с COVID-19 и проводят лабораторную диагностику. К работе в перепрофилированных инфекционных госпиталях приступили первые клинические ординаторы. По информации областного департамента здравоохранения, молодые специалисты работают в госпиталях Волгограда и Урюпинска; еще двое ординаторов выполняют лабораторное тестирование на COVID-19 в Волжском, 12 выпускников медицинского колледжа заняты на санитарских и сестринских должностях в медучреждениях областной столицы, Волжского и Михайловки. Все молодые медики прошли специализированную подготовку и трудятся под руководством опытных наставников. В регионе создан кадровый резерв, в который вошли 750 ординаторов ВолгГМУ и выпускников Волгоградского медицинского колледжа, прошедших профессиональную подготовку по диагностике и лечению коронавирусной инфекции и готовых в случае необходимости приступить к оказанию помощи.

Студенты Новосибирского медицинского колледжа в качестве волонтеров первыми встречают пассажиров, прилетающих внутренними рейсами в аэропорт «Толмачево». Студенты проводят термометрию, визуальную оценку у прибывших признаков ОРВИ, консультируют пассажиров по вопросам профилактики коронавируса. Губернатор Новосибирской области Андрей Травников отметил их большую роль в обеспечении эпидемиологической безопасности. «Мы первыми в стране организовали полный термометрический контроль пассажиров, прибывающих внутренними рейсами, организовали санитарный пост для консультирования граждан. Уже тогда были выявлены первые случаи заражения. Эта оперативная работа позволила нам уже на начальной стадии развития эпидемии выиграть время. Сегодня мы по темпам развития пандемии отстаём от многих других регионов примерно на месяц», - заявил Андрей Травников.

Студенты медицинского колледжа № 5 г. Серпухова Московской области помогают врачам в борьбе с коронавирусом в больницах в Мытищах, Бронницах, Солнечногорске, Чехове. Учащиеся 3-4 курсов приняли решение идти работать в больницы и стационары. Все они помогают врачам в борьбе с коронавирусной инфекцией в качестве младшего медперсонала.

Студенты-волонтёры Ульяновского колледжа культуры и искусства начали благотворительную социальную акцию «Волонтёры культуры – медикам Ульяновска». Добровольцы шьют маски, размещают фото процесса и результата с хэштегом #УККиИволонтёрымедикам в социальных сетях и сообщают своему куратору о том, что средства защиты готовы. Администрация колледжа организует безопасный сбор и последующую передачу медицинским работникам города Ульяновска. «В прошлом году по инициативе губернатора Сергея Морозова на базе Ульяновского колледжа культуры и искусства появился региональный Центр волонтёров культуры. В настоящее время более 100 человек имеют волонтерские книжки, около 50 ребят с начала нового учебного года прошли регистрацию на сайте «Добровольцы России».

В колледжах Татарстана студенты и преподаватели отреагировали на повышенный спрос на индивидуальные средства защиты в связи с пандемией коронавируса. Они начали шить медицинские маски многоразового использования. Решение о пошиве масок было принято коллективами учебных заведений в первую очередь для собственных нужд. Кроме того, студенты передают маски на предприятия и в организации, где они более всего необходимы.

Профессиональные образовательные организации Республики Дагестан делятся опытом изготовления медицинских масок. Онлайн-обучение пошиву марлевых повязок проводится по поручению регионального Штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции. К изготовлению средств индивидуальной защиты органов дыхания были привлечены мастерские восьми колледжей республики. С 23 марта по 1 мая они изготовили около 160 тысяч марлевых повязок. Для распространения этого опыта и оказания помощи другим образовательным организациям, желающим наладить данный процесс, колледжи подготовили видеоролики, демонстрирующие процесс и технические условия изготовления медицинских масок.

В Ноябрьске (Ямало-Ненецкий автономный округ) в колледже профессиональных и информационных технологий также организовано производство средств индивидуальной защиты. Тысяча изделий была передана сотрудникам и студентам колледжа, остальные – в городскую больницу, на станцию скорой медицинской помощи, в стоматологическую поликлинику и окружной СПИД-центр. Колледж также обеспечил масками отделения полиции, сотрудников городского автотранспорта, а также городскую администрацию. Мастера производственного обучения готовы оказать помощь всем, кто решит самостоятельно в домашних условиях попробовать изготовить маску. Специально для этого на сайте колледжа создан ресурс «Шьем маски вместе».

В Пермском крае студенты и преподаватели Коми-Пермяцкого профессионально-педагогического колледжа (г. Кудымкар) организовали пошив масок на дому. Первая партия уже была передана в приемное отделение Коми-Пермяцкой больницы. Кроме студентов колледжа, к пошиву масок подключился культурно-деловой центр и городская школа искусств. Жители Кудымкара могут обратиться по телефону справочной службы, и волонтеры бесплатно доставят им маски на дом.

Студенты организаций СПО и школьники Республики Коми также вовлечены в работу по производству масок. Участниками этой акции стали учащиеся Сыктывкарского колледжа сервиса и связи, Сыктывкарского политехнического техникума, Печорского промышленно-экономического техникума, коррекционной школы-интерната № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в детского дома № 3 для детей-сирот. В образовательных  учреждениях были организованы 70 рабочих мест. 

Преподаватели и обучающиеся Северо-Кавказского аграрно-технологического колледжа (Республика Северная Осетия) помогают Ардонской центральной районной больнице. По просьбе главного врача Ардонской ЦРБ Олега Купеева, в колледже шьют два вида масок: 6-слойные и 12-слойные. Они предназначены для работников больницы, которые вынуждены в условиях карантина принимать пациентов. Помочь врачам вызвались несколько мастеров производственного обучения и студенты. Задача волонтеров – обеспечивать масками медицинские учреждения до тех пор, пока эпидемиологическая ситуация не изменится в лучшую сторону.

Акцию «Учитель онлайн», в ходе которой проводятся индивидуальные онлайн-уроки со школьниками начальных классов, устроили выпускники Смоленского педагогического колледжа. Студенты помогают ученикам младших классов и проводят онлайн-консультации по русскому языку, чтению и математике.

Итоговая аттестация и организация практики студентов СПО

Прохождение студентами производственной практики и организация выпускных квалификационных работ является одной из наиболее важных составляющих обучения в системе среднего профессионального образования. Именно эти элементы учебного процесса, требующие, как правило, оффлайн режима, вызвали наибольшие трудности у профессиональных образовательных организаций в условиях введения карантина.

Как следует из методических рекомендаций, выпущенных Министерством просвещения, наиболее оптимальной является такая организация учебного процесса, при которой выпускники совмещают подготовку выпускной квалификационной работы и подготовку к экзаменам с прохождением производственной практики. «При наличии технической возможности образовательные организации обеспечивают прохождение производственной практики с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения», - говорится в документе. Студенты, которые не могут пройти практику в новом формате, будут учиться в соответствии с индивидуальным учебным планом. В таком случае сроки практики в пределах образовательной программы могут быть перенесены, а студенты переведены на ускоренное обучение.

Государственную итоговую аттестацию, защиту выпускных и дипломных работ, проведение демонстрационного экзамена колледжам тоже рекомендуется проводить с помощью дистанционных технологий. При этом профессиональная образовательная организация должна обеспечить идентификацию личности обучающихся и контроль за соблюдением экзаменационных требований. В случае, если обеспечение дистанционного формата работы невозможно, сроки проведения итоговой аттестации могут быть перенесены на время после окончания карантина.

Органы управления профессиональным образованием решили не переносить сроки проведения производственной практики (Нижегородская, Пензенская, Омская, Ивановская области, ХМАО, Республика Башкортостан). В ряде случаев практика студентов организована в очном формате:

«Студенты колледжей и техникумов заканчивают учебный год по ранее запланированному графику. Руководству рекомендовано организовать работу так, чтобы выпускники совмещали прохождение производственной практики с подготовкой выпускной квалификационной работы и подготовкой к экзаменам»[1].

В других случаях производственная практика переводится в дистанционный формат:

«Если практику необходимо пройти на предприятии, которое закрыто в связи с распространением коронавируса, то студенты в дистанционном режиме при помощи обучающих видео в течение двух недель освоят технологические процессы, относящиеся к их профилю. Затем, в мае или июне они отработают одну неделю в мастерских или лабораториях»[2].

В то же время в некоторых регионах графики производственной практики студентов СПО были изменены (Волгоградская, Саратовская, Костромская, Ярославская, Иркутская, Челябинская области, Алтайский край, Ненецкий АО, Республика Бурятия).

Что касается времени проведения государственной итоговой аттестации, большинство субъектов Российской Федерации не планируют переноса этих сроков:

«Государственная итоговая аттестация планируется к проведению в установленные сроки с возможным использованием дистанционных технологий там, где это позволяет специфика образовательной программы»[3].

 

[1] Школьники и студенты вышли на учёбу через Интернет. // Вечерний Омск. Неделя. Омск. 2020. 8 апреля.

[2] В региональном Минобре рассказали, когда распустят студентов колледжей. // ИА ПензаИнформ (penzainform.ru). Пенза. 2020. 9 апреля.

[3] Рубрика «Proобразование: ежедневно об актуальном!». // Открытое Правительство Иркутской области (open.irkobl.ru). Иркутск. 2020. 7 апреля.

Заключение

Как показали события последних месяцев, региональные системы СПО довольно быстро адаптировались к работе в новых условиях. Основная масса организационных и управленческих решений, принимаемых в субъектах Российской Федерации в отношении школ, оказалась действенной и в отношении профессиональных образовательных организаций. Все меры технической поддержки, направленные на организацию работы в дистантном режиме, оказались актуальными в отношении колледжей в той же степени, что и в отношении общеобразовательных организаций.

Переход к дистанционным образовательным технологиям еще раз продемонстрировал, что количество технологических решений и продуктов, ориентированных на систему СПО, остается незначительным. Сегодня в Российской Федерации действуют только 2-3 крупных провайдера, предлагающих платформенные решения и разработанный образовательный контент для организаций среднего профессионального образования. Сегмент СПО рыночно не освоен, суммарное предложение онлайн курсов и сопутствующих сервисов далеко не перекрывает актуальные потребности колледжей. Реализуя несколько сот образовательных программ, профессиональные образовательные организации не имеют «цифровых аналогов» этих учебных курсов. Если сегодня каждая российская школа может, при наличии подготовленных учителей и технической поддержки, получить доступ к многочисленным вариантам онлайн курсов по школьной физике, математике и другим общеобразовательным дисциплинам, для российских колледжей это далеко не так. Даже наиболее продвинутые в технологическом отношении регионы не в состоянии обеспечить 100-процентное «онлайн-покрытие» реализуемых образовательных программ.

Отставание «цифрового сегмента» СПО связано с хронической нехваткой ресурсов развития. Сегодня все проекты в области цифровизации образования, реализуемые на федеральном уровне (в т.ч. «Кадры для цифровой экономики»), ориентированы исключительно на уровни школьного и высшего образования. Внедрение современных образовательных технологий в среднем профессиональном образовании остается прерогативой отдельных субъектов Российской Федерации.

Важнейший урок кризиса состоит в том, что субъекты Российской Федерации и отдельные профессиональные образовательные организации должны иметь долгосрочные планы действий на случай возникновения ситуаций, при которых они вынуждены временно приостановить свою работу в очной форме. Опыт и данные, приобретенные во время вынужденного перехода к дистанционному обучению во время пандемии, должны быть использованы при выработке алгоритма действий колледжей в условиях чрезвычайных ситуаций. Чтобы организованно и со знанием дела действовать в условиях форс-мажорных ситуаций, требуется заранее мобилизовать ресурсы и создать основу – технологическую, методическую, кадровую – для длительной учебной работы во внеаудиторном режиме

Авторы

Дудырев Федор Феликсович

Директор центра исследования среднего профессионального образования

Шабалин Алексей Игоревич

Эксперт центра развития навыков и профессионального образования

Анисимова Ксения Васильевна

Аналитик центра развития навыков и профессионального образования