Cемь важных дел и снежные фьорды
Опыт жизни и образования в другой стране полезен для любого мыслящего человека – а тем более для исследователя высшего образования. О своей стажировке в Норвегии рассказывает аспирантка Института образования НИУ ВШЭ Ксения Романенко.
О заграничной стажировке в рамках своей аспирантской программы я стала задумываться практически с момента поступления. На предыдущих этапах обучения у меня не было так называемого semester abroad, о чем сильно сожалею. Тема моей диссертации – «Изменение студенческой идентичности при слияниях университетов». Свою исследовательскую позицию я неформально определяю так: «Мне интересно то, как образовательная политика встречается с реальными людьми». Поэтому выбор потенциального места для стажировки, действительно, был непростым. Важно было найти такой университет, где много бы занимались именно вопросами высшего образования и работали бы с темой образовательной политики. А еще хорошо бы, чтобы это была страна, где происходило много университетских объединений и делалось бы много качественной аналитики этих процессов. Ну и, конечно, где были бы рады принять меня как visiting research fellow.
Я посоветовалась со своими коллегами Дмитрием Семеновым и Игорем Чириковым, и, конечно, со своим научным руководителем Исаком Давидовичем Фруминым, и мы выделили несколько вариантов для стажировки. Но окончательно все решилось на прошлогодней осенней конференции РАИВО, где я познакомилась с Петером Маассеном, профессором Университета Осло в Норвегии. Профессор Маассен – известный исследователь систем высшего образования и их трансформации, блестящий преподаватель. Департамент образования на Факультете наук, где он работает, – место, насыщенное хорошими образовательными и исследовательскими программами и прекрасными специалистами.
Так что уже через пару месяцев я отправилась в Норвегию на март и апрель: учиться, консультироваться по своему исследованию под руководством профессора Маассена, преподавать студентам и знакомиться с новой страной. В отличие от многих своих знакомых я никогда не была фанатом Скандинавской культуры, музыки или природы и не понимала их восторгов. Но в процессе стажировки я буквально влюбилась в эту страну, где упорно учатся и работают, но при этом невероятно уважают свое и чужое личное время, где ни с чем не сравнимая суровая красота и необыкновенно теплые и отзывчивые люди – вопреки всем стереотипам о севере.
Попробую перечислить, как много всего успело со мной произойти за эти два месяца.
Во-первых, я участвовала в семинарах исследовательской группы ExCID (Expert cultures and institutional dynamics: Studies in higher education and work). В марте слушала доклады об устройстве французского высшего образования и исследованиях студенческой вовлеченности от гостевого профессора из Института французского образования в Лионе. А в апреле сама прочитала доклад о результатах моего исследования университетских объединений в России.
Во-вторых, я прошла интенсивный курс по смешанным методам в социальных науках от соседнего Департамента педагогического образования и исследований школы.
В-третьих, и это было важнейшей частью моей стажировки, я прочитала несколько лекций студентам международной магистерской программы «Higher Education». Работать с такими магистрантами и на такой программе было огромной честью и огромной радостью для меня.
В-четвертых, побывала на конференции, посвященной Скандинавскому опыту в бизнесе, политике и образовании, гостями на которой были король и королева Норвегии и президент Исландии.
В-пятых, я присутствовала на открытом обсуждение стратегии Университета Осло и на ректорских дебатах. Это был очень необычный и важный опыт. Ректор в Университете Осло избирается путем голосования студентов и сотрудников – что, конечно, очень экзотично для российского гостя.
В-шестых, и это было наиболее полезно для диссертации и научных статей, я консультировалась с исследователями из NIFU (The Nordic Institute for Studies in Innovation, Research and Education) по поводу своего диссертационного проекта. Мы успели обсудить и роль географии в университетских объединениях, и вопросы повышения статуса отдельных институций, входящих в университетский союз, и, конечно, роль студентов – их самоидентификацию с тем или иным вузом и их вовлечение в управление университетом.
Наконец, до отъезда на стажировку я переживала, что помимо работы меня не ждет ничего интересного в холодной и экстремально дорогой стране, а в результате обнаруживала себя то в горном походе к Аурландс-фьорду, то в зале Норвежского парламента на официальной университетской экскурсии, то на фолк-рок-концерте, то на научно-популярном шоу от комитета Шнобелевской премии... А также на параде в честь Дня Святого Патрика, на вечеринке диджитал-стартаперов и даже за сценой знаменитого оперного театра.
После стажировки я гораздо лучше вижу, как именно мне нужно развивать свои исследования и уже по-настоящему скучаю по городу, университету и людям, которые так много мне дали.
*****
До 30 мая - предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Прием документов в аспирантскую школу по образованию - до 22 мая 2017 г. (первая волна).