Вопросы финансирования российских детских садов
Эксперты Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина и Екатерина Рылько в рамках Мониторинга экономики образования представили результаты анализа серии глубинных интервью с руководителями дошкольных образовательных организаций и представителями органов управления образованием.
Исследование посвящено существенным изменениям подходов к дошкольному образованию в настоящее время – как со стороны родителей, так и государства. Раньше дошкольное образование рассматривалось, прежде всего, с точки зрения присмотра и ухода за детьми. Главной его задачей было помочь работающим родителям, чтобы не оставлять детей без присмотра взрослых. Сейчас ситуация существенно меняется. На первый план выходят именно образовательная и воспитательная функции дошкольного образования. Родителей все больше интересуют различные образовательные программы, которые им может предоставить дошкольная образовательная организация.
На уровне законодательства эта тенденция отражена в новой системе финансирования. Сейчас оно разделено на две части: нормативно-подушевое финансирование, которое обеспечивает предоставление образования дошкольной организацией, и родительская плата за присмотр и уход. За счет родительской платы финансируется питание детей в детской дошкольной организации либо оплата коммунальных платежей. За счет нормативно-подушевого финансирования содержится фонд оплаты труда сотрудников дошкольной организации и осуществляются другие расходы, связанные с учебными материалами. Кроме того, в настоящее время постепенно возрастает доля платных образовательных услуг в дошкольных организациях. Родители предъявляют спрос на них, поскольку все больше воспринимают дошкольное образование как еще один уровень именно образования, а не как место временного пребывания своего ребенка.
До сих пор по всей России родители имели право на компенсацию части родительской платы в размере 20% на первого ребенка, 50% – на второго и 70% – на третьего. Сейчас регионы получили право самостоятельно разработать критерии нуждаемости в зависимости от условий жизни в конкретном субъекте РФ и выплачивать компенсацию родительской платы только нуждающимся семьям. В части регионов сочли нужным воспользоваться данным правом и разработать свои критерии нуждаемости, а в части – нет. Данное изменение законодательства, безусловно, серьезно повлияло на руководство дошкольных организаций, а также на муниципальные и региональные органы управления образованием.
В рамках Мониторинга были опрошены представители муниципальных органов управления образованием и руководители дошкольных образовательных организаций, расположенных как в сельской, так и в городской местности. Соответственно, в информационном бюллетене рассматривается ситуация и в сельской, и в городской местности, поскольку они различаются достаточно существенно.
Информационный бюллетень «Проблема кадрового обеспечения российских детских садов (по материалам качественного исследования)» можно прочесть здесь.
Рылько Екатерина Дмитриевна
Абанкина Ирина Всеволодовна
Институт развития образования: Директор