В гармонии тела и души: ученые разработали шкалу оценки самостоятельности детей в уходе за своим физическим и психологическим здоровьем
Подобные шкалы не редкость для детей с хроническими заболеваниями, но для поддержки здоровых таких инструментов немного. В отличие от других методик, новая шкала учитывает не только поведенческие привычки ребенка, но ставит в центр внимания его эмоциональное и физическое благополучие.
В опросе принятом участие 349 родителей школьников от 8 до 18 лет
— 94,3% матери
— 5,7% отцы
Из различных городов России:
— 34% в мегаполисах
— 30,9% в городах (100 000 - 1 млн жителей)
— 16,6% в больших городах (более 1 млн жителей)
— 10% в деревнях
— 7,7% в маленьких городах или городских поселках
Для создания новой шкалы исследователи опросили родителей из разных российских городов. Предложенная учеными анкета содержала 14 утверждений и пятибалльную систему оценки самостоятельности детей в уходе за собой. По итогам опроса были определены два уровня — «Базовый» и «Продвинутый». Например, к базовому авторы отнесли посещение врача и соблюдение медицинских рекомендаций, а также внимание к погоде. На продвинутом — сбалансированное питание, спорт и консультации у психолога при необходимости.
По мере взросления и получения образования дети, по мнению родителей, становятся более самостоятельными в уходе за своим здоровьем. Это происходит благодаря естественному развитию и под влиянием окружающих людей.
Опрошенные родители считают, что девочки активнее заботятся о своем здоровье по сравнению с мальчиками. Вероятно, это связано с культурными особенностями: девочкам часто внушают необходимость заботы о своем теле, в то время как мальчикам подобный уход может казаться не совсем «мужским», особенно в контексте различных традиций.
Шкала включает всего одиннадцать пунктов, что делает ее удобной для массового использования. Она позволяет быстро оценить разные группы от классов до целых регионов. Авторы полагают, что инструмент поможет развивать программы по укреплению детского здоровья в процессе взросления.
Статья опубликована в журнале Frontiers in Psychology, прочитать ее можно здесь.
Бочкор Анастасия Игоревна
Научно-учебная лаборатория психологии социального неравенства: Стажер-исследователь
Михайлова Оксана Рудольфовна
Центр исследований современного детства: Научный сотрудник
Осипова Полина Максимовна
Научно-учебная лаборатория исследований спорта: Стажер-исследователь
Чепелева Мария Дмитриевна
Центр социокультурных исследований: Стажер-исследователь