Рецепты сильной школы, или руководство по выживанию в сложных социально-экономических условиях
Секреты такой устойчивости, которую ученые называют резильентностью, раскрывают Александра Михайлова, Роман Звягинцев, Марина Пинская и Лорин Андерсон в журнале International Journal of Leadership in Education. Исследователи делают вывод, что основная проблема школ заключается не столько в отсутствии эффективных образовательных стратегий, реализуемых школами, сколько в наличии негативных.
Эксперты провели интервью с директорами, учителями, родителями и учениками в Томской области и Республике Саха (Якутия), для исследования они выделили отстающие и успешные школы, которые действуют в сложных социально-экономических условиях. Ученые классифицировали применяемые стратегии на положительные или отрицательные, чтобы выявить общие тенденции для устойчивых организаций и остальных.
В устойчивых школах негативных откликов почти не было, 98% ответов эксперты оценили как положительные, поскольку они свидетельствовали о применении эффективных практик. В отстающих школах позитивных ответов было менее половины, а треть указывали на негативные практики.
Резильентные школы отличаются заботой о психологическом климате и системной работой по укреплению связей с местным сообществом, что создает атмосферу взаимного доверия. Такой подход, который называют формированием социального капитала, помогает им привлекать дополнительные образовательные ресурсы для поддержки учеников.
Другая важная особенность — успешные школы более требовательны и активнее вовлекают родителей в образовательный процесс. Чем выше уровень родительской поддержки, тем больше времени ученики тратят на домашние задания, что особенно положительно сказывается на успеваемости детей из менее обеспеченных семей.
В отстающих школах проблемой являются низкие академические ожидания и отсутствие четкой стратегии со стороны руководства, которое часто игнорирует значимые образовательные инициативы учителей. Например, некоторые педагоги сообщили, что были вынуждены самостоятельно искать средства для участия учеников в олимпиадах из-за отсутствия поддержки со стороны дирекции.
Руководители неустойчивых школ часто не осознают важность педагогических целей и видят себя больше как менеджеры, а не наставники. Это приводит к нерациональному подбору персонала, высокой текучке кадров и равнодушию к ситуациям, когда ученики переходят в другие школы.
Исследователи отметили, что во время интервью учителя из проблемных школ чаще говорили о важности профессионального развития. Этот факт показался неожиданным и потребовал дополнительного анализа. Выяснилось, что подходы к профессиональному росту в резильентных и обычных школах различаются. В проблемных школах учителя концентрируются на самом факте прохождения обязательных курсов. Тем временем в устойчивых школах преподаватели больше внимания уделяли обмену опытом, выбору курсов в соответствии с индивидуальными потребностями и коллективной работе.
Ученые пришли к выводу, что устойчивость и эффективность образовательного учреждения тесно связаны между собой. Однако акцент на академическую устойчивость может скрывать за собой проблему образовательного неравенства, перекладывая ответственность за успех исключительно на учеников и отдельные школы, минуя систему в целом.
Важно не только находить способы преодолеть учебные проблемы, но и коренным образом менять образовательную систему, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться и достигать успеха, вне зависимости от обстоятельств. Авторы подчеркивают, что результаты исследования не должны служить оправданием для недостаточного обеспечения всех школ необходимыми ресурсами для высококачественного обучения.
Михайлова Александра Михайловна
Лаборатория проектирования содержания образования: Научный сотрудник