Абитуриенты из семей, в которых ни у кого нет университетского диплома, чаще выбирают скромные образовательные цели, совершают ошибки при выборе вуза и специальности, тяжелее привыкают к студенческой жизни. Из-за этого культурного дефицита и проблем с созданием новых социальных связей растет уязвимость, могут возникать стресс и психологические проблемы. Нередко это заканчивается отчислением из вуза. Такие выводы делает Анастасия Лукина, младший научный сотрудник Центра социологии культуры, в обзоре зарубежных исследований, посвященных образовательным траекториям студентов первого поколения .
Тема «Институт образования»
В 15-16 лет трудно выбрать профессию и не ошибиться. Поэтому неудивительно, что многие из подростков еще не имеют представлений о том, кем хотят стать, и плывут по течению. Гораздо тревожнее, что с возрастом эта неопределенность не уменьшается, а растет — и уже когда они учатся в колледже или вузе, и даже после получения диплома. С чем это может быть связано и как это преодолеть, обсуждали на вторничном семинаре.
В Центре социологии культуры ВШЭ запущен новый международный воркшоп. Его открыла лекция профессора Йельского университета Джеффри Александера, посвященная иконической символизации природы в истории американской культуры. Помимо Дж. Александера в состав первого сезона воркшопа вошли яркие исследователи из США, Великобритании, Швеции, Дании, Чехии и Норвегии: эта постоянная команда будет встречаться каждый месяц для обсуждения исследований, и эти встречи будут транслироваться на ютюб-канале Центра социологии культуры. О том, как появилась идея такого воркшопа, как он будет устроен и для чего он нужен, рассказывает директор центра и руководитель воркшопа Дмитрий Куракин.
В каждой стране свой «профиль» неравенства в образовании: здесь вполне можно перефразировать крылатые слова Льва Толстого о том, что каждая несчастливая семья несчастна по-своему. Сравнить проблемы и способы их решения с опытом других стран всегда интересно. Тем более, если сравнивает человек, у которого перед глазами много примеров. О российском неравенстве в школе и вузе, а также собственном опыте исследования этой темы рассказывает Адам Джеймар – постдок Института образования. Он родился и учился в США, докторскую степень защищал в Великобритании, работал в Китае. Уже год Адам живет в Москве. Здесь он учит русский язык, катается на коньках и болеет за «Спартак», но главное – изучает неравенство в российском образовании вместе с командой Центра социологии культуры Инобра.
В России развиваются успешные проекты, которые помогают школьникам лучше спланировать и запустить карьеру. Но зачастую они не массовые, а адресованы нескольким уязвимым группами – например, взрослым и детям с ограниченными физическими возможностями или выпускникам детдомов. Научные сотрудники Центра социологии культуры Инобра считают, что этот опыт было бы полезно масштабировать на более широкие слои населения.
Школа делает ставку на индивидуальные треки для каждого ученика – да, пока больше на словах, но этот тренд уже нельзя отрицать. Это хорошо, но нужно подготовиться к новым рискам. «Я за индивидуальный подход, но боюсь неожиданных эффектов в виде неравенства», – так научный руководитель Инобра Исак Фрумин подытожил свое выступление на Шанинской конференции. Он прочитал доклад «Как индивидуальные образовательные траектории усиливают образовательное неравенство?» и определил его жанр как «провокацию для размышления». Рассказываем о главном.
Лекция в рамках вторничного семинара была посвящена вопросам неравенства, ее прочитал Дмитрий Юрьевич Куракин – кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной социологии, а также – директор недавно созданного в Институте образования Центра социологии культуры.
Аспирантки Института образования Екатерина Шибанова, Екатерина Павленко и Анастасия Андреева получили гранты Российского фонда фундаментальных исследований. Каждый грант – 1,2 миллиона рублей, на них в течение двух лет молодой ученый сможет обеспечивать свою научную работу. Всего РФФИ распределил полторы тысячи грантов среди российских аспирантов первого года обучения, которые уже имеют публикации по теме своей диссертации.
Остаться в школе после девятого класса или поступать в колледж? Как школьники делают выбор? Исследователи назвали это «не решением», потому что подростки чаще всего действуют по предписаниям их социального класса.
Высшая школа экономики и Университет Айовы подписали соглашение о сотрудничестве. Первое общее исследование Институт образования ВШЭ и университетский Колледж образования представят уже в этом году. Оно посвящено образовательным траекториям российской молодежи, в которых соединились «индустриальные» и «постиндустриальные» тренды.
1
2