• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Будущее как в тумане: исследователи рассказали о растущей неопределенности среди выпускников

В 15-16 лет трудно выбрать профессию и не ошибиться. Поэтому неудивительно, что многие из подростков еще не имеют представлений о том, кем хотят стать, и плывут по течению. Гораздо тревожнее, что с возрастом эта неопределенность не уменьшается, а растет — и уже когда они учатся в колледже или вузе, и даже после получения диплома. С чем это может быть связано и как это преодолеть, обсуждали на вторничном семинаре.

Будущее как в тумане: исследователи рассказали о растущей неопределенности среди выпускников

© AI

Низкие притязания — еще не самое худшее

Центр социологии культуры Инобра (на семинаре выступала его научный сотрудник Екатерина Павленко) вот уже больше 10 лет ведет лонгитюдное исследование «Траектории в образовании и профессии», в котором участвуют почти 5 тысяч человек. Для исследования карьерных притязаний были также использованы данные менее масштабного лонгитюда «Меченый атом».

«Мы чаще обсуждаем фактические траектории, уже совершенный выбор, и реже обращаемся к притязаниям, хотя это тесно связано с мобильностью. Они предвосхищают то, что цементируется потом выбором. Понимание притязаний дает надежду на изменение, позволят понять, на кого направить усилия, чтобы повысить восходящую мобильность».

Мальцева Вера Андреевна
Старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования

Молодежи с низкими карьерными амбициями сложно выйти на рынок труда, они получают низкие зарплаты в зрелом возрасте. Обычно такая проблема — у детей из семей с низким социально-экономическим статусом и низким уровнем образования родителей. Но еще более серьезная проблема, на которую обратили внимание исследователи — неопределенность притязаний, когда ребята не понимают, куда дальше. На первой волне лонгитюда таких было 13%, дальше доля неопределившихся только растет.

«Рост числе неопределившихся говорит о коротком горизонте планирования, который заканчивается на ближайшем образовательном шаге. Есть план поступить в колледж, а что делать дальше — непонятно. Если бы ребята оставались определившимися, даже с низким уровнем притязаний, это было бы надежнее для их траектории».

Павленко Екатерина Сергеевна
Младший научный сотрудник Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ

В колледжах и вузах и разочарования разные

Исследователи изучили структуру неопределенности — как она развивается в разных группах (тех, кто пошел в вузы, в колледжи, не стал продолжать образование). У студентов вузов ее рост связан во многом с разочарованием в образовании: молодые люди утрачивают ту стабильность, на которую рассчитывали в 9 или 11 классе. Они жили в логике «Я куда-то поступлю, у меня будет работа», но обнаруживали, что образование не такой простой механизм. Чем ближе к получению диплома — тем непонятнее, что делать дальше. 

«Играет роль разочарование и в выбранной специальности, и в качестве образования. Кто-то замечает в вузе коррупционные схемы, кто-то — неинтересные материалы и невовлеченных преподавателей. Студентам не хватает информации, что делать с образованием потом»

Павленко Екатерина Сергеевна
Младший научный сотрудник Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ

У тех, кто учится в колледже, довольно стабильное ядро видящих следующий шаг — поступить в вуз. Но это не свидетельство определенности. Исследователи называют это «нарративом о высшем образовании» — представлении, что вузовский диплом это социальная норма и едва ли не обязательное условие нормальной жизни.

В целом неопределенность даже более характерна для тех, кто пошел в колледж. В социологии это считается «быстрым треком взросления» (после колледжа быстрее выходишь на рынок труда, раньше создаются семьи), но это иллюзия. На практике ситуация часто такая: человек заканчивает колледж, выходит на работу с желанием параллельно получить высшее образование. Обычно это заочные программы, которые выбираются довольно случайным образом. И выбор часто неправильный, и совмещать тяжело, и вмешиваются другие обстоятельства, включая армию или угрозу попасть туда, — запланированная траектория начинает разваливаться, неопределенность растет.

«Хочу, чтобы от меня все отстали»

Исследователи изучили, как будущие выпускники выбирают профессию. В основном — случайным образом. Вариант «Почему бы и нет» лидирует с показателем 26% (сюда же отнесен выбор по оценкам, получаемым в школе), и только потом идет призвание (24%). 

«Ряд тревожных сюжетов» авторы исследований увидели и в тех ситуациях, когда выбор будущей профессии продиктован призванием. Это, в том числе, низкая агентность — ощущение слабого контроля над реальностью, когда нет ощущения, что твои действия приводят к нужным последствиям. С этим связано и представление об обязательности высшего образования, которое подменяет собственное желание.

«Мы были удивлены, увидев, что представление о необходимости высшего образования связано с низкими амбициями. В представлении респондентов, оно нужно, чтобы тебя никто не трогал, ты жил без лишних стрессов, не нуждался в деньгах, не работал на неприятной работе, и всё».

Павленко Екатерина Сергеевна
Младший научный сотрудник Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ

Многие надеются на институциональные механизмы — «Не я буду строить карьеру, а буду в процессе учебы находить точки, которые приведут меня к какому-то карьерному результату, надеюсь, он будет не очень плохой». 


Откуда взялись мечты о полиции

Вопрос, который задавался в исследовании юношам и девушкам примерно в возрасте 19-20 лет — кем вы видите себя в 30 лет. Лидируют профессии, которые, как признается Екатерина Павленко, «мы не ожидали увидеть».

Среди тех, кто уже не учится (уже закончил короткие программы СПО или не продолжал образование после школы), чаще всего хотят стать предпринимателями, полицейскими, менеджерами и начальниками. (Начальник, конечно, не профессия, но у теста был открытый ответ — это тоже отражает представление о рынке труда.) Среди тех, кто заканчивает колледж, в топе ответов предприниматели, полицейские, врачи и опять же начальники. И только среди тех, кто учится в вузе, появляются в числе наиболее частых ответов классические профессии — инженер (на втором месте), врач, юрист, экономист. Лидирует опять предприниматель.  

«По поводу полицейских, военных, силовиков: нужно понимать, что колледжи, где учатся наши респонденты, не дают таких специальностей. Этот вариант связан с выпадением после колледжа в армию, и мы видим, что армия для многих представляется более значимым социальным лифтом, чем система образования»

Павленко Екатерина Сергеевна
Младший научный сотрудник Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ

Надо перестроить профориентацию

Еще один опрос уже на поздней волне (то есть среди тех, кто уже вышел на рынок труда) был связан с тем, какие решения в своей жизни вы бы поменяли. Выбор специальности и профессии, если их объединить — в 35% случаев, это превышает долю тех, кто ничего не хотел бы менять (31%). Среди тех, кто окончил колледж, доля разочарованных в выборе выше (почти 40%), среди выпускников бакалавриата — примерно средний показатель, среди выпускников специалитета — около 25%. То есть с повышением уровня образования степень недовольства профессией несколько снижается, но все-таки остается большой.

Всё это создает вопросы к системе профориентации. Нужна такая, которая помогла бы сориентироваться в системе образования и рынке труда.

«У наших респондентов подход — я сейчас выберу профессию, отучусь на нее и всё. Жизнь будет до конца понятная, я буду просто работать. Но когда мы смотрим на рамку профориентации ОЭСР, видим, что доминирует уже другое представление о рынке труда — профессию не выбирают на всю жизнь. Может и не быть этапа, когда ты заканчиваешь образование. Нужно ориентироваться не на то, чтобы подростки сделали правильный выбор, а чтобы вообще умели принимать решения о выборе профессии в любом возрасте»

Павленко Екатерина Сергеевна
Младший научный сотрудник Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ

Полная видеозапись семинара здесь

Презентация (PDF, 190 Кб) 

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект No 22–18-00533).