• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Студенты без наследства: образовательный опыт родителей оказывается ценностью, без которой их детям сложнее добиться успеха в вузе

Абитуриенты из семей, в которых ни у кого нет университетского диплома, чаще выбирают скромные образовательные цели, совершают ошибки при выборе вуза и специальности, тяжелее привыкают к студенческой жизни. Из-за этого культурного дефицита и проблем с созданием новых социальных связей растет уязвимость, могут возникать стресс и психологические проблемы. Нередко это заканчивается отчислением из вуза. Такие выводы делает Анастасия Лукина, младший научный сотрудник Центра социологии культуры, в обзоре зарубежных исследований, посвященных образовательным траекториям студентов первого поколения .

Студенты без наследства: образовательный опыт родителей оказывается ценностью, без которой их детям сложнее добиться успеха в вузе

© AI

Многие авторы сходятся во мнении, что родителям из семей с низким социально-экономическим статусом и без высшего образования сложнее помочь детям выбрать эффективную образовательную стратегию. Эти семьи имеют меньше информации о требованиях университетов к поступающим, начиная от необходимых документов до информации о стипендиях и финансировании обучения. Часто они просто выбирают маленький местный университет, который находится поблизости.

Возникает «парадокс притязания» — когда образовательные и профессиональные планы абитуриента не совпадают с доступными ему инструментами для их достижения. Иными словами, даже если у абитуриента есть большие планы, он может неправильно выбрать университет или специальность, которые не помогут ему развить свои способности. 

В университете студенты первого поколения сталкиваются с новыми для них нормами и правилами, понятными их более благополучным сверстникам. Обучение в вузе иногда превращаются в настоящую драму, когда студенты-новички ощущают себя «чужими», одновременно испытывая напряжение в отношениях с семьей и прежним сообществом. Приходится лавировать между двумя мирами: менять стиль речи и языковые коды дома и в университете, а иногда и вовсе избегать разговоров об университетской жизни во время общения с родителями. 

Со временем становится видна разница в подготовке — те, кто пришел из более благополучных семей, обычно лучше подготовлены к университету. Исследования показывают, что будущие студенты первого поколения реже учатся в школах с углубленным изучением предметов. Есть проблема и с тем, что эти студенты часто переоценивают свою школьную подготовку. Неоправданная  уверенность в своих силах может привести к невыполнению учебных обязательств и досрочному завершению обучения.

Еще один вызов для студентов первого поколения — они вынуждены чаще других совмещать работу с учебой, что требует эффективного управления временем. По данным исследований,  работающие студенты из семей, где родители имеют высшее образование, справляются с этим лучше. Если большую часть свободного времени занимает работа, то на внеучебные мероприятия, общение с друзьями и отдых времени не остается. Это не только затрудняет вовлечение в студенческую жизнь, но и снижает вовлеченность в учебный процесс.

Исследования регистрируют у студентов первого поколения более высокие показатели стресса, эмоционального напряжения и депрессии —  независимо от того, совмещают они учебу с работой или нет. Как следствие —  им значительно реже, чем выходцам из среднего класса, удается в итоге получить диплом о высшем образовании.   

Наиболее опасными с точки зрения угрозы отчисления являются первые два года студенчества. В одном из американских исследований показано, что шансов перейти на второй курс у студентов первого поколения в два раза меньше, чем у остальных студентов.

Подробнее