• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Мы видим наш воркшоп как "ядерный реактор"»

В Центре социологии культуры ВШЭ запущен новый международный воркшоп. Его открыла лекция профессора Йельского университета Джеффри Александера, посвященная иконической символизации природы в истории американской культуры. Помимо Дж. Александера в состав первого сезона воркшопа вошли яркие исследователи из США, Великобритании, Швеции, Дании, Чехии и Норвегии: эта постоянная команда будет встречаться каждый месяц для обсуждения исследований, и эти встречи будут транслироваться на ютюб-канале Центра социологии культуры. О том, как появилась идея такого воркшопа, как он будет устроен и для чего он нужен, рассказывает директор центра и руководитель воркшопа Дмитрий Куракин.

«Мы видим наш воркшоп как "ядерный реактор"»

— Как появилась идея такого проекта  обсуждать тексты исследователей из ведущих мировых университетов в процессе работы?

— Чтобы ответить на этот вопрос, начать придётся немного издалека. Главная проблема социальных наук в России и основное препятствие для их развития  это частичная изоляция от мировой науки и передовой повестки. Наука вообще имеет коммуникативную природу, а социальных и гуманитарных наук это касается вдвойне. Именно научное сообщество определяет, какие проблемы имеют первостепенное значение, и коллективным образом, в непрерывном диалоге, разрабатывают подходы и методы их решения. Таким образом, научная работа, даже когда она делается в тиши библиотек  это прежде всего разговор, причем разговор продолжающийся. Мы все знаем, как неуместно иногда выглядит человек на каком-нибудь светском приёме, неожиданно вторгающийся в разговор, темы которого он толком не знает, или пренебрегающий тем, что было сказано его партнерами по дискуссии до него. 

Если продолжить метафору светского раута, важно также понимать, какие экспрессивные средства приемлемы, а какие нет, как выстроить свою реплику так, чтобы вас поняли и по достоинству оценили вашу мысль, и так далее. В обычной жизни люди учатся этому в основном на опыте участия и наблюдения: хотя учебники по этикету существуют (им, кстати, посвящен наш октябрьский воршкоп), люди учатся себя вести отнюдь не по ним. 

Так же и в науке. В Европе и США люди активно перемещаются между университетами ещё со студенческой скамьи. Переезжают с места на место, участвуют в конференциях и семинарах, а прежде всего  общаются неформально: обсуждают идеи и события и просто дружат. Всё это происходит в среде университета и это делает любой хороший университет частью единого глобального пространства развития научной мысли. (Причем это основополагающий опыт не только для будущих ученых: глобально-ориентированный научный поиск становится парадигмой любой созидательной деятельности). Поэтому одно из выдающихся достижений современного университета  это культура кампуса: та неповторимая атмосфера одухотворенности и деятельной жажды познания, свободы научного поиска, взаимной открытости, делающей статусные границы между профессорами и студентами проницаемыми, которая и делает университет фантастически притягательным местом. Такое нельзя спроектировать только лишь по книжкам  для этого нужна постоянная живая коммуникация. 

Проблема изолированности российской науки прекрасно осознана у нас многими учеными и научными администраторами. Однако есть разные способы её решения. Поощрять мобильность и публикацию в международных журналах  очень действенная мера, но это лишь элемент решения проблемы, имеющей более сложную структуру. Нанимать выдающихся международных учёных с тем, чтобы они воспитали здесь своих последователей – надёжный метод, отлично зарекомендовавший себя ещё с петровских времён. Однако некоторые исследовательские коллективы уже накопили достаточный опыт и вес: они уже являются частью разговора, с ними готовы говорить и их готовы слушать. Мы в Центре социологии культуры считаем, что это именно наш случай, поэтому мы задумались, как двигаться дальше. 

Мы посмотрели на лучшие практики, в которых нам доводилось участвовать, и постарались спроектировать что-то похожее, усовершенствовав схему там, где возможно. Главным ориентиром стал воркшоп центра культурсоциологии Йельского университета. Там группа исследователей, наполовину состоящая из аспирантов, а наполовину из профессоров, включая приглашенных исследователей, подробно обсуждает черновики статей. Поскольку группа – постоянная по своему составу, обсуждение становится глубже и интереснее от встречи к встрече, возникает мощный эффект слаженной групповой работы, когда участники помнят аргументы, приведенные в прошлых встречах, и общий ход мысли друг друга и на каждой новой встрече как бы продолжают разговор. Это создаёт уровень дискуссии, обычно недостижимый для «одноразовых» мероприятий, вроде конференций и семинаров. Помимо этого, воркшоп позволяет аспирантам быстро и эффективно погрузиться в рабочие нюансы своей области знания. 

В свою очередь, мастер-класс, много лет подряд проводившийся в Университета Констанца в Германии, стал местом, где молодые (и не очень) социологи культуры из множества стран знакомились друг с другом и общались с выдающимися исследователями (среди них в разные годы были Мэри Дуглас, Клиффорд Гирц, Джон Серль, Ральф Дарендорф, Хайден Уайт, Аллеида Ассман, Рэндалл Коллинз и многие другие). Целые поколения культурсоциологов познакомились на берегах Рейна.

Мы решили, что мы накопили достаточно академического веса, чтобы внести вклад в эту международную повестку и с одной стороны самим стать одним из таких центров производства мысли и обмена опытом, а с другой стороны принести этот опыт в Россию, чтобы наши исследователи, студенты и аспиранты могли непосредственно наблюдать работу их международных коллег «in the making»  для этого мы создали ютюб-канал центра, куда будем транслировать всё, что мы делаем.

 

 Как бы вы могли оценить результаты такой открытой коллективной работы, исходя из прошлого опыта? Какие цели вы ставите? 

— Цель двойная: во-первых, внести вклад в международную повестку, в усиление коммуникации между партнерскими центрами и исследователями. Для своего развития наука нуждается в постоянной подпитке живой коммуникацией точно так же, как религиозные верования нуждаются в регулярных церемониях. Участвуя в похожих мероприятиях раньше, я много раз видел, как в энергичном, наполненном энтузиазмом и взаимной поддержкой разговоре рождаются сильные идеи, из которых потом получаются отличные статьи и книги. В наше время безумных скоростей и избытка информации исследователи чаще всего читают друг друга впопыхах и «по диагонали», просто потому что объем всего, что необходимо прочитать, огромен. Это если вообще читают – в отечественных социальных науках с этим огромная проблема: если на классиков нашего терпения ещё худо-бедно хватает, до современников и коллег руки часто не доходят (в результате, при попытке опубликоваться в хорошем журнале возникает тот самый эффект неуместного собеседника, который я описал выше). В противоположность этому, воркшоп  это пространство медленного чтения и вдумчивых дискуссий, остров сосредоточенной работы в водовороте современной научной жизни.

Не менее важна и вторая цель: формирование образца, доступного для изучения и освоения нашими коллегами, включая аспирантов и студентов. В социальных и гуманитарных науках, где широко распространены статьи и книги без соавторов, работа над текстом становится процессом, скрытым от глаз: просто неясно, где этому можно научиться. Этому мало учат в университетах, а разгромные рецензии из журналов, которые являются неотъемлемой частью жизни любого действующего ученого, не всегда хорошие помощники в публикационной «кухне». Воркшоп же фокусируется именно на этой, часто скрытой части: мы препарируем тексты, находим проблемы и способы решения, подбираем выигрышные стратегии и при этом стараемся, чтобы это стало реальной поддержкой, помощью автору и другим участникам. К сожалению, «токсичные» научные семинары, участники которых резко атакуют докладчиков, пользуясь односторонним характером коммуникации, у нас всё еще не редкость. Лично я склонен считать, что такие семинары не идут на пользу никому. 

Кроме того, для нас важен фокус именно на профессиональной работе  ведь доведение статьи до публикации  это ключевая часть работы ученого. Многие научно-исследовательские семинары фактически следуют канве учебных занятий: кто-то что-то рассказывает, аудитория узнаёт что-то новое и задаёт вопросы. Будем честны: это очень похоже на лекции и семинары и потому скорее является продолжением учёбы, нежели относится к сфере профессиональной жизни ученого. Это привычно и для докладчиков, и для зрителей, ведь все они либо преподают, либо учатся, но при всей продуктивности такого подхода (не будем забывать, что ученый  человек, который учится всю жизнь), я думаю, в дефиците остаются другие образцы, связанные с наукой как профессией.

Пожалуй, есть и ещё одна «скрытая» цель: наш центр активно развивается и у нас будут возникать вакансии  мы надеемся, что воркшоп поможет с одной стороны привлечь к нам внимание наиболее сильных кандидатов, а с другой сделать их интерес к нам осмысленным, ведь благодаря воркшопу они смогут оценить не только наши публикации, но и наши теоретические пристрастия, наши реальные международные партнерства, внутреннюю культуру и стиль работы. То же касается студентов, которые могут писать работы под нашим руководством или проходить у нас стажировки. 

Словом, мы видим наш воркшоп как некий «ядерный реактор», который будет подпитывать и международную исследовательскую работу, и развитие социологии культуры в Вышке и в России, и развитие нашего центра  имея в виду как его научную, так и учебную составляющие. Я надеюсь, воркшоп будет развиваться и из него будут вырастать новые формы научной жизни  совместные исследования, книги, летние школы, совместные программы с другими университетами.

 

 С какими зарубежными университетами и исследователями сотрудничает Центр в этом проекте? 

— Прежде всего, есть сложившаяся за многие годы сеть партнерских исследовательских центров в США, Великобритании, Швеции, Чехии, Италии, Норвегии, Австрии, Германии, Китае, Израиле, Канаде и других странах. Исходно эта сеть сформировалась вокруг Йельского центра культурсоциологии, и именно она стала основой для формирования ядра воркшопа. Без неё воркшоп был бы невозможен. Однако этим дело не ограничилось, и мы пригласили ещё нескольких ярких исследователей. С кем-то мы уже работали раньше, а с кем-то давно хотели наладить контакт и воркшоп стал прекрасным поводом для этого. Поэтому благодаря воршкопу мы расширяем существующую сеть партнерств. 

Ключевую роль в формировании первого сезона сыграли два профессора Йельского университета: Джеффри Александер и Филипп Смит. Дж. Александер  по-настоящему знаменитый ученый, современный классик, прославившийся ещё своими ранними работами; его знаменитый четырёхтомник «Теоретическая логика в социологии» хорошо знают и в России. 30 или 35 лет назад он создал амбициозный теоретический проект культурсоциологии, который позднее стал называться «сильной программой» в культурсоциологии. За эти годы из локального проекта он стал важной частью мейнстрима современной социологии культуры. Лекция Дж. Александера открыла воркшоп. Филипп Смит  фантастически продуктивный исследователь. Если меня спросить о моей любимой статье или книге по социологии, я скорее всего назову работы Фила. Дж. Александер и Ф. Смит помогли спроектировать воршкоп, их поддержка и прямое участие крайне важны и я очень благодарен им.

Нам удалось собрать по-настоящему яркий состав, «dream-team». Например, книги Дженнифер Сильвы о выходцах из рабочего класса в Америке  это практически бестселлеры, а работы Джейсона Маста по теории культурного перформанса внесли ключевой вклад в само формирование этого направления исследований. Это всего два примера, среди участников этого года есть и другие столь же яркие исследователи. Кроме того, у нас два приглашенных лектора: работу с текстами мы всё же решили дополнить более привычным жанром лекции. Это Гэбриел Игнатоу и Лиза МакКормик, широко известные и крайне продуктивные социологи культуры, чьи выступления, я думаю, привлекут серьезное внимание.