Неравенство выходит за экономические рамки
Образование – это то, что выходит за рамки институций, поэтому мы должны думать о самых разных процессах, которые формируют человека, в том числе социальных и культурных.
Немного преувеличивая, можно сказать, что социология образования – это социология неравенства. Большинство исследований в сфере образования так или иначе затрагивают тему неравенства, даже если не связаны с ним напрямую. Например, главный вывод статей, посвященных образовательным траекториям, заключается в том, что социально-экономическое, территориальное и другие виды неравенства больше, чем другие факторы, влияют на выбор траектории.
И в западных странах, и в России фактических препятствий для получения образования и построения успешной карьеры становится все меньше, но проблема находится гораздо глубже и связана с внутренними установками, на которые не так просто влиять.
Куракин Дмитрий Юрьевич
директор Центра социологии культуры Института образования
Когда за рубежом выстраиваются политики и практические мероприятия по карьерной навигации, во главе угла всегда находится проблематика неравенства, потому что непривилегированные слои населения не имеют достаточно амбиций, ресурсов и знаний для того, чтобы успешно строить образовательную траекторию и преодолевать неравенство.
Образованию играет решающую роль в изменении ситуации неравенства, потому что образованный человек способен выйти за пределы своего непривилегированного положения. Но полностью решить проблему с помощью образования не удастся, и образование здесь – ограниченный ресурс.
Куракин Дмитрий Юрьевич
директор Центра социологии культуры Института образования
Однако в России тема неравенства мало освещается специалистами в сфере образования и социальной политики. Например, для директоров московских школ, одних из самых компетентных людей в российском образовании, эта тема не является приоритетной, что, возможно, это обусловлено последствиями советского бесклассового общества, когда проблемы неравенства не существовало как таковой.
Игнорирование темы неравенства создает системные риски: маргинализация больших групп людей нарушает функционирование социальных институтов.
Куракин Дмитрий Юрьевич
директор Центра социологии культуры Института образования
Менее образованные люди с низким социально-экономическим статусом живут намного меньше: в России разница в продолжительности жизни между разными группами населения достигает более 10 лет. Происходит социальный разрыв: в одном и том же обществе сосуществуют люди, которые отличаются настолько, что им сложно понимать друг друга и жить в рамках одних и тех же институтов.
Социологическая суть неравенства заключается в том, что перераспределения финансовых потоков недостаточно. Неравенство затрагивает действия человека, способы мышления, оценку ситуации. Парадокс: проблемы, связанные с экономическими процессами, не могут быть решены только экономическими мерами. Кроме того, если неравенство не связано с несправедливостью, то это, скорее, социальные различия, а не неравенство. Неравенство всегда имеет под собой социальную проблему и мощный эмоциональный заряд.
Марсель Мосс, главный ученик классика социологии Эмиля Дюркгейма, выстроил концепцию «тотального человека», которая заключалась в том, что, помимо социальной реальности, важно рассматривать телесные и психические стороны человека. Социальные процессы протекают не только снаружи, но и укоренены глубоко внутри человека.
Первым, кто отметил, что в основе неравенства лежит зависть, был Жан-Жак Руссо. Позднее был введен термин экзистенциальной зависти, которая связана с тем, что в современном обществе люди неизбежно оценивают друг друга, и постоянное соотношение себя с другими, определение превосходства ведет к унижению, зависти и тревоге.
Куракин Дмитрий Юрьевич
директор Центра социологии культуры Института образования
Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Научный руководитель