• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Ярославской области состоялась встреча региональных координаторов нового проекта Центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ

27–28 июня 2016 года в туристическом комплексе «Мышкино подворье» (Ярославская область) состоялось совещание региональных координаторов нового проекта Центра социально-экономического развития школы Института образования «Разработка, апробация и внедрение системы мер по повышению качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с различными социальными статусами и затратами ресурсов школы»1.

На совещание собрались представители из одиннадцати регионов России, в том числе из Алтайского, Красноярского и Хабаровского краев, Республик Саха (Якутия) и Чувашия, Томской, Тамбовской, Ярославской, Калининградской, Московской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа.

О важности и актуальности проекта для российского образования региональным координаторам рассказали начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Светлана Ермакова и директор Центра социально-экономического развития школы Сергей Косарецкий.



Самое активное участие в совещании приняли заместитель директора  Департамента образования Ярославской области  Светлана Астафьева, ректор Ярославского Института развития образования Ангелина Золотарева и директор Центра развития инновационной инфраструктуры ИРО Светлана Полищук. Их рассказ об опыте поддержки школ, работающих в сложных социальных контекстах, вызвал большой интерес у региональных координаторов, было задано большое количество вопросов.

В течение полутора дней участники совещания обсуждали вопросы разработки программ поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, делились опытом, устанавливали личные и профессиональные связи.

Каждый из участвующих в проекте регионов имеет свой уникальный опыт повышения эффективности работы  школ, функционирующих в сложных условиях. Так, в Московской области поддержка таких школ является частью региональной Государственной программы развития образования. В Тамбовской области сильные школы в рамках конкурса «Народный проект» помогают слабым. Томская область более 10 лет проводит сплошной мониторинг образовательных результатов школ и выявляет группу школ с низкими результатами, которые, при этом,  работают  в наиболее неблагоприятных условиях. В республике Саха (Якутия) принят Закон субъекта РФ «О кочевых школах». ЯНАО присваивает опытным учителям статус «учитель-наставник», «учитель-методист», организуя их работу с молодежью. В Калининградской области колледжи предлагают школам профессиональную подготовку всех заинтересованных учащихся на своей базе.

Участники совещания обсудили планы по организации в августе текущего года во всех регионах проекта двухдневных обучающих семинаров для школьных команд (включая директора, его заместителей и ведущих учителей) и, что особенно важно, для чиновников регионального и муниципального уровней. Результатом обучающих семинаров должна стать разработка регионально-муниципальных программ помощи школам и школьных программ перехода в эффективный режим работы.

Организаторы семинара полагают, что личные контакты региональных координаторов и сотрудников Центра социально-экономического развития дадут старт созданию межрегиональной сети и будут способствовать развитию прямых горизонтальных связей между регионами, муниципальными образованиями, образовательными и другими заинтересованными организациями.

Совещание региональных координаторов стало частью другого, не менее важного события – третьей межрегиональной Летней школы для педагогов «Эффективный урок – успешный ученик, успешный учитель, эффективная школа», которая проходила с 27 по 30 июня 2016 года. Летняя школа также организована Центром социально-экономического развития школы, но уже совместно с Ярославским областным Институтом Развития образования, и проводится  вот уже в третий раз. Ее участниками неизменно становятся педагоги Ярославской и Московской областей, в которых с  2011 года реализуются собственные региональные проекты помощи школам, находящимся в сложных социальных контекстах (с большой долей учащихся из семей низкого социально-экономического статуса; детей из семей мигрантов, для которых русский язык не является родным; детей с девиантным поведением).

Нынешняя Летняя школа была посвящена овладению педагогами самыми современными технологиями проведения уроков и учебных занятий. Помимо традиционных регионов-участников, в ней участвовали группы педагогов из Томской области и Республики Карелии. Все четыре дня школы для педагогов  были насыщены разнообразными активностями.

Учителя разработали критерии эффективного урока и вместе спроектировали уроки с использованием технологий формирования критического мышления, формирующего оценивания, личностно-развивающего образования и коммуникативной технологии. Ярким событием школы стал день проведения и анализа уроков. Аудитория разделилась на «учителя» и «учеников», причем «ученики» с удовольствием создавали коллективный проект огорода, проводили экологическое исследование, виртуально путешествовали  по Золотому кольцу России и даже шалили на задней парте. «Учителя» же демонстрировали индивидуальный подход к учащимся, создавали для «учеников» ситуации  выбора и самооценивания. Главный результат Летней школы  – понимание педагогами того, что для улучшения качества преподавания работать нужно коллективно, в тесном взаимодействии. В проекте даже название для такой работы имеется особое  – «команда обучающихся учителей» (КОУЧ).

По итогам семинара учителя разных регионов договорились продолжить общение в форме сетевого взаимодействия и приняли решение о создании сайта проекта. Целью работы сайта должна стать поддержка сетевых партнерств между учителями, директорами, школами и регионами − как имеющими опыт работы со слабыми школами, так и вновь присоединившихся. 

И Летняя школа, и семинар региональных координаторов продемонстрировали большую заинтересованность всех участников в решении проблем образовательного неравенства и повышения качества образовательных результатов школ на всех уровнях: в регионах, отдельных муниципальных образованиях и в школах. Работа по профессиональному развитию педагогов, директоров школ и специалистов органов управления будет продолжена  теперь уже во всех регионах проекта в ходе двухдневных обучающих семинаров, которые запланированы на август 2016 года.

 


Двухлетний проект «Разработка апробация и внедрение системы мер по повышению качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с различными социальными статусами и затратами ресурсов школы», был инициирован Министерством образования и науки Российской Федерации. Конкурс на реализацию проекты выиграл Институт образования НИУ «Высшая школа экономики», реализация проекта поручена Центру социально-экономического развития школы. Проект реализуется в рамках «Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы».