• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Расширяем географию: теперь и на Полярном круге

Продолжается реализация проекта«Разработка, апробация и внедрение системы мер по повышению качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с различными социальными статусами и затратами ресурсов школы», который ведет Центр социально-экономического развития школы Инобра. 25 − 26 августа в Салехарде, столице Ямало-Ненецкого автономного округа, состоялись очередные курсы1 для специалистов органов управления образованием и школьных команд – директоров и педагогов. Опытом с коллегами делилась аналитик Института образования Надежда Бысик. Она поделилась своими впечатлениями о поездке, наполненной интересными встречами и плодотворной творческой работой.

“Курсы совпали с проведением августовского регионального педагогического совещания и были органично вплетены в его тематику. Во многом это залог успешной реализации проекта в регионе, обладающем инновационным потенциалом. А секрет этого потенциала был раскрыт в теме августовской региональной педагогической конференции «Лидеры образования Ямала: эффективные управленческие решения, методические идеи, направление прорыва», поскольку регион уделяет о собое внимание эффективному лидерству.

Действительно, региональным образованием управляет слаженная команда единомышленников во главе с директором Департамент образования Мариной Владимировной Кравец. Личное участие Марины Владимировны в планировании дальнейших действий по проекту поддержки школ, а также назначение руководителем рабочей группы по проекту первого заместителя директора Департамента Сергея Аскольдовича Бойченко – факт весьма важный. Он вселяет оптимизм в проектную команду НИУ ВШЭ, которая взяла на себя обязательство помогать Ямалу в разработке и реализации программы улучшения образовательных результатов в школах, находящихся в сложных внешних социальных условиях.

Второй важный факт – активная заинтересованность регионального Центра оценки качества образования (РЦОКО). Уже сейчас Центр имеет данные региональных мониторингов, позволяющие делать выводы о возможных причинах низких образовательных результатов в целой группе школ, а также данные об условиях обучения, социальном составе учащихся и других условиях, которые можно считать причинами неуспешности. Именно поэтому идея контекстуализации образовательных результатов школ сразу пришлась по душе группе специалистов РЦОКО, которые в качестве слушателей принимали участие в курсах повышения квалификации и разработали проект участия РЦОКО в региональном проекте.

Несмотря на суровые условия и близость Полярного круга (кстати, каждый, кто побывал в Салехарде, может похвастаться тем, что был по обе стороны Полярного круга), на Ямале стараются создать приемлемые условия обучения для всех категорий учащихся: кочующих вместе с родителями, проживающих большую часть года в интернатах в отрыве от семей, говорящих преимущественно на национальных языках и плохо знающих русский. Даже курсы повышения квалификации на Ямале проходят особенно. Среди 210 слушателей в аудитории присутствовали только 52, остальные были на связи по Интернету, со своих рабочих мест.

Большая удача иметь в проекте такой регион! Наряду с Карелией и Ярославской и Московской областями, ЯНАО для нас является, несомненно, «донором», и его опыт может быть востребован другими регионами. Надеемся, что открытость региональной системы образования позволит развивать горизонтальные связи между муниципалитетами, школами, управленческими командами школ и педагогами. Кстати, Ямал нашел отличную форму представления своего уникального опыта, разместив в сети Интернет специальный сайт «Образовательные бренды Ямала», на котором размещено не только описание наиболее интересных педагогических практик, но и контакты руководителей и координаторов проекта, с которыми уже сейчас можно связаться для получения детальной информации и общения.

На Ямале нет высших учебных заведений, и все больше учеников едут поступать в Тюмень, Москву и Санкт-Петербург. Причем среди абитуриентов уверенно чувствуют себя выпускники школ не только Салехарда, но и сельских. Это стало возможным благодаря уникальному опыту региона по профессиональной ориентации и профильному обучению в тесном сотрудничестве школ и колледжей. Активную роль в процессе обучения и жизни школы играют также крупные компании. Благодаря этому учащимся даже самых отдаленных школ созданы равные условия для получения качественного образования, а лучшие ученики даже получают особую поддержку, обучаясь в корпоративных Роснефть-классах.

Опыт участия Ямала в реализации других образовательных проектов, а также опыт разработки собственных региональных проектов дают региону большое преимущество, поскольку принципом работы по поддержке школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, является привлечение ресурсов других программ и проектов. Прежде всего, интерес для нас представляют ресурсы проектов «Новый учитель Ямала», «Педагогический статус», «Сетевая школа». Учителя, получающие региональную поддержку в рамках указанных проектов, – это готовые тьюторы, менторы, наставники и просто педагогические кадры для школ нашей категории, а цифровые возможности и ресурсы позволяют объединять участников проекта в сети для общения, обмена опытом и развития. Хороший задел создал регион и в профессиональном развитии директоров и заместителей директоров, большая часть которых прошли профессиональную подготовку или получили степень магистра в Высшей школе экономики и МВШСЭН.

Итак, школьные и муниципальные управленческие команды Ямала прошли подготовку на курсах повышения квалификации и готовы к продолжению работы по улучшению образовательных результатов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Впереди много работы! Успехов всем нам!

С началом Нового учебного года!”

Бысик Надежда Викторовна

Центр социально-экономического развития школы: Аналитик 


1 О курсах повышения квалификации для педагогов в Хабаровске, на которых также работала Надежда Бысик, можно прочитать здесь.


 

Очно-заочные магистерские программы Института образования ВШЭ:


для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы:
"Информационные ресурсы исторической науки"
"Политические вызовы современности"
"Филологическая герменевтика школьной словесности"

для директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием:
"Управление образованием"