• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Продолжаем работать по линии проекта поддержки слабых школ в регионах

11–12 августа 2016 года в Хабаровске состоялись вторые региональные  курсы повышения квалификации для специалистов органов управления образованием и школьных команд (включая директора, заместителей директора и ведущих учителей).

Особенность обучения слушателей в данном регионе – их высокая мотивация, поскольку проект «Разработка мер и механизмов поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях» реализуется в Хабаровском крае с 2014 года. В ходе практических занятий в рамках курса состоялся заинтересованный разговор преподавателей – аналитика Института образования НИУ ВШЭ Надежды Бысик и заведующей кафедрой управления Института развития образования Хабаровского края Татьяны Волковой – и слушателей о том, что сегодня происходит в школах проекта и что предстоит сделать в ближайшее время, опираясь на разработанные в 2016 году методические материалы.

Как оказалось, самое трудное в работе – это мониторинг и анализ результатов. Механизм проведения углубленной диагностики по методике, разработанной М. Пинской и И. Груничевой, пока освоен не всеми школами: оценивать качество преподавания и обучения путем посещения и анализа уроков во многих школах, к сожалению, в последнее время.разучились. Гораздо проще привычно отслеживать успеваемость и качество знаний или получить свое место в рейтинге, составленном по итогам ЕГЭ или ОГЭ.

Что касается работы в школах управленческих команд и методических предметных объединений, то тут налицо ощутимый рост активности и интереса. В своих выступлениях о школьных программах повышения эффективности слушатели рассказали об освоенных управленцами и педагогами новых методиках и инструментах, среди которых известные техники мотивации, рефлексии и геймификации, коучинговый подход, сетевые сообщества, применение индикаторов личностного роста. Хочется отметить в этом ряду и продукты творчества самих школ: школьный проблемный референдум (опрос всех участников образовательного процесса о школьных проблемах); «сказкотерапия» (технология работы психолога с отдельными категориями детей, нуждающихся в поддержке); интеллектуальное спонсорство (привлечение родителей-волонтеров к воспитательной работе и дополнительному образованию) и т.д.

Директора школ отметили, что важным стимулом стало изменение порядка распределения доплат и стимулирующих выплат педагогам. Доплаты за дополнительные занятия с учащимися, наставничество, работу с родителями оказались для педагогов не менее важными, чем количество участников олимпиад или результаты ЕГЭ.

В ходе лекций слушателям были представлены самые современные разработки и наиболее интересный российский и зарубежный опыт в области преодоления образовательного неравенства. Надежда Бысик рассказала о том, что в других регионах для решения задач поддержки школ успешно привлекают дополнительные ресурсы из других программ и проектов. Например, в Тамбовской области партнерство сильных и слабых школ организовано в рамках социального проекта «Народная школа». В Калининградской области успешно развивается сотрудничество школ и колледжей в организации профессионального обучения старшеклассников. Нижегородский филиал Высшей школы экономики предлагает слабым школам участвовать в своих профориентационных программах «Другая школа» и «СМАРТ-классы». Главное – это объединение усилий и ресурсов на уровне региона, муниципалитета и школы.

Важной частью обучения стало рассмотрение и обсуждение на практических занятиях модельных программ помощи школам и программ перехода школ в эффективный режим работы. Слушателям пришлось серьезно пересматривать созданные ранее программы: и региональную дорожную карту проекта, и школьные программы улучшения результатов. Поскольку курсы имеют очно-заочный формат, доработать программу можно в течение двух недель после окончания очных занятий.

Специалисты муниципальных методических центров и управлений образования трудились над разработкой программ впервые. Важность их активной работы в проекте трудно переоценить, поскольку организация сетевого взаимодействия между школами, их постоянная организационная, информационная и финансовая (к сожалению, в условиях весьма ограниченных возможностей) поддержка является важным условием успеха.

Еще одним уникальным ресурсом для краевого проекта поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, является активная работа со школьниками учреждений высшего и профессионального образования. Главная задача таких учреждений – подготовить высококвалифицированных специалистов, которые будут работать в крае. Не секрет, что лучшие ученики уезжают поступать в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Томска, а в регионе скорее всего останутся дети из семей низкого достатка и отдаленных сел. Поэтому так важно помогать им успешно учиться, знакомиться с профессиями, которыми можно овладеть в регионе, участвовать в  мероприятиях вузов и колледжей.

Самый важный ресурс системы образования края – люди, их доброжелательность и гостеприимство, активное желание учиться, развиваться и двигаться вперед!

Отметим, что благодаря выступлению Надежды Бысик на пленарном заседании августовской педагогической конференции, об участии Хабаровского края –теперь уже в федеральном проекте поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, – узнали представители всех муниципальных образований, высших учебных и научных учреждений и родительской общественности. Надеемся, что теперь у проекта будет широкая общественная поддержка!