О феномене резильентных школ на конференции ECER-2018
Ученые продолжают «расшифровывать» феномен работы резильентных школ – тех, которые, не имея специальных ресурсов и зачастую находясь в неблагополучных районах, добиваются от учеников высоких результатов. Своими выводами на международной конференции ECER-2018, прошедшей в итальянском городе Больцано, поделились исследователи Института образования НИУ ВШЭ – сотрудники Центра социально-экономического развития школы Марина Пинская, Сергей Косарецкий и Роман Звягинцев.
Исследования проводились в российских школах. Один из докладов раскрывал стратегии резильентности, которые могут быть «пойманы» в количественном дизайне, другой был основан на качественном дизайне и базировался на интервью с учителями и учениками тех школ, которые были выявлены как резильентные. Это позволило, в частности, выделить «компоненты» стратегий директоров и учителей: активное вовлечение семей учащихся в школьную жизнь, ярко выраженный академический пресс, умение директора расставлять приоритеты не только для себя, но и для учителей, высокая планка ожиданий и т.д.
Еще один представитель Центра социально-экономического развития школы, Михаил Гошин, представил исследование, посвященное типам родительского участия в образовании. Изучая типы родительской активности в семьях из «группы риска» (с низким социально-экономическим статусом), Михаил Гошин проверяет на российском материале положения ряда зарубежных исследований, не имеющих российских аналогов.
Темой ECER-2018 стала в этом году стала инклюзия в широком смысле слова (Inclusion and Exclusion, Resources for Educational Research): большинство докладов было связано с тем, что такое равные и неравные возможности в образовании. Сотрудники Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ провели переговоры с коллегами из Турции, Великобритании, Ирландии, изучающими резильентность, и отмечают, что у идеи организации международного партнерства по этой теме появляется всё больше сторонников.