• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Картотека: резильентные школы

Социальный лифт, работающий вопреки

Картотека: резильентные школы

©Signature

Детям образованных и богатых родителей гораздо легче достичь успеха в жизни. Но и у их сверстников из низкоресурсных семей есть шанс воспользоваться социальным лифтом, если они попали в резильентную школу. IQ.HSE рассказывает, как это работает.

1

Что такое резильентные школы (РШ)?

Успешные, несмотря ни на что, — так можно определить резильентные школы (от англ. resilient — «живучий, устойчивый, несгибаемый»). Это те школы, которые хорошо работают даже в самых неблагоприятных условиях. У них сложные ученики: дети из бедных и малообразованных семей, дети мигрантов. С финансированием тоже все сложно: ресурсов в обрез. Но даже в таких обстоятельствах резильентные школы результативны.

2

И что они дают своим ученикам?

Выпускники таких школ хорошо сдают ЕГЭ, а значит, могут воспользоваться социальным лифтом и достичь значительно большего, чем их родители. РШ помогают детям вырваться из сложного социального контекста и, опираясь на крепкие знания, пробиться наверх. По сути, это механизм преодоления неравенства, способ уравнять шансы на успех для выходцев из разных социальных страт.

 3

Если у них такие сложные условия, как же резильентные школы показывают хорошие результаты? 

У высоких академических результатов школ есть два внешних фактора: денежная поддержка и бэкграунд семей. Социальное положение, образование, культурные запросы родителей сказываются на достижениях детей. Резильентные школы не входят в число чемпионов по этим двум критериям. Их факторы успеха — внутренние.

При этом дело явно не в изначально высоком уровне знаний самих учеников. Сюда принимают детей с очень разной подготовкой, без отбора. Все основные компетенции они набирают именно в школе. И здесь многое зависит от общего школьного климата, администрации и учителей. Они поддерживают в детях мотивацию и дают четкую программу действий для достижения успеха. А школа создает образовательную среду, сконцентрированную на учебе.

4

И как повышают общую успеваемость в школе?

Резильентные школы часто активнее других борются за образовательные результаты. Высокие баллы ЕГЭ выпускников — главное конкурентное преимущество учреждения, считают опрошенные директора. РШ стараются создать все условия для успешного обучения: это работа с мотивированными учениками (профильное обучение, факультативы, кружки и олимпиады) и подтягивание отстающих.

Профильное обучение, факультативы особенно важны, поскольку родители (в силу недостаточных ресурсов) могут лишь минимально вложиться в подготовку к ЕГЭ. Внеурочная работа — от экскурсий до кружков — тоже средство повышения успеваемости.

5

То есть школам просто нужны кружки и факультативы?

Отдельная статья — работа с отличниками, подготовка к олимпиадам и конкурсам. Педагоги регулярно выделяют время для этого, и такие занятия становятся частью их рутинной деятельности. А для слабых учеников (и тех, для кого русский язык — неродной) педагоги дают дополнительные консультации по предметам.

6

Какие результаты у такого подхода?

По средним баллам ЕГЭ по русскому языку и особенно по математике резильентные школы несильно уступают школам, в которых учатся дети с благополучным семейным контекстом (например, результаты по математике: 64,5 против 66,3). В 10-й класс в РШ идут больше учеников, чем в школах с «беспроблемными» детьми и более низкими образовательными результатами.

7

А много ли таких школ?

Резильентные школы, увы, — редкое явление. По данным масштабного исследования в Москве и восьми Федеральных округах, — таких учебных заведений всего 3%.

8

Почему социальный лифт  работает не всегда?

В вузы все же поступает меньше выпускников РШ, чем могло бы. Не все подростки используют свой шанс социальной мобильности. По числу молодых людей, продолживших образование в университете, РШ уступают школам для благополучных детей, причем как с хорошими, так и с плохими результатами. Зато по сравнению со школами, у которых «сложный» контингент и невысокие достижения, резильентные школы явно успешны.

В целом резильентные школы, безусловно, помогают преуспеть детям из низкодоходных групп. Но не всем и не всегда. Многое упирается в возможности самих семей и их установки относительно образования. Бывает, что родители просто блокируют социальный лифт для детей.