Вузы определяют бытие? Как разница между университетами может влиять на будущее выпускников
«При поступлении абитуриенты одинаково плохо представляют свою будущую карьеру. Но к старшим курсам их карьерные ожидания существенно разнятся, в зависимости от того, в какой университетской среде они варились, — объясняет Сергей Малиновский. — Хотя разрыв в качестве их образовательных программ, судя по селективности приема, совсем небольшой, всего 2–3 балла ЕГЭ».
В престижных вузах студенты сразу оказываются в профессиональной среде: знакомятся с рынком труда, обретают уверенность, заводят полезные связи, осваивают навыки и нормы, которые ценят работодатели. Их сверстники из нетоповых университетов плохо понимают «правила игры», не верят в репутацию своего вуза и скептически относятся к возможностям поддержки успешного старта.
«У студентов ведущих университетов лучше доступ к так называемым «капиталам трудоустраиваемости», и, самое важное, они хорошо понимают, как ими пользоваться. Поэтому их карьерные ожидания и более определенные, и более амбициозные. Студенты же неселективных вузов плохо себе представляют, что нужно для успешного старта карьеры», — говорит Екатерина Шибанова.
В ведущих вузах молодые люди проходят стажировки, работают с наставниками, участвуют в карьерных мероприятиях, увереннее пробуют себя в новых сферах.
«Так они перенимают карьерные представления условно среднего класса: управленческие позиции в крупной престижной компании и отрасли с наибольшей экономической отдачей. Для сравнения они рассчитывают на стартовую зарплату 50–60 тысяч рублей, а их сверстники из других университетов — на 40–50 тысяч», — отмечает Екатерина Маслова.
В обычных вузах возможностей меньше, и не все из них востребованы. Выпускники там нацелены на постепенное продвижение в одной специальности, но на практике часто начинают с неквалифицированных подработок не по профилю.
Читать статью
Малиновский Сергей Сергеевич
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Заместитель заведующего лабораторией
Маслова Екатерина Александровна
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: стажер-исследователь