• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Как приготовить «вкусный курс» вместо образовательной «каши»

Быть экспертом еще не значит уметь преподавать. Можно отлично знать тему и интересно рассказывать, но без продуманной структуры курс не работает как целое. Варить суп без рецепта можно, но что получится — большой вопрос. Именно так Мария Лытаева объясняет, почему педагогический дизайн — настоящий must have для преподавателя.

Как приготовить «вкусный курс» вместо образовательной «каши»

© AI

Часто проблема в том, что преподаватели формулируют размытые задачи вроде «изучить тему» или «освоить материал», но не объясняют, чему именно должен научиться человек. Это как попросить повара «приготовить что-то вкусное» вместо «сварить красный борщ с мясом, капустой и свеклой». Во втором случае сразу ясно, что именно нужно сделать.

Выстроить такую систему помогает таксономия Блума-Андерсона. Она описывает шесть последовательных ступеней, которые позволяют организовать обучение шаг за шагом: усвоение знания, понимание, применение, анализ, оценивание и создание нового. Такая структура помогает задать понятную логику курса и постепенно увеличивать глубину освоения материала.

Для практических и теоретических предметов разработаны разные модели курса. Четырехкомпонентная модель дизайна обучения (4C/ID) подходит для практических дисциплин. Здесь студенты постепенно переходят от простых упражнений к решению реальных профессиональных задач. Модель «Понимание через проектирование» лучше работает с теоретическими предметами. Сначала преподаватель понимает, какой результат нужен, потом выстраивает под него темы и задания.

Чтобы преподавателям было проще формулировать цели обучения, специалисты Центра поддержки цифрового обучения ВШЭ проанализировали более 120 тысяч описаний учебных результатов и составили таблицу глаголов, которые помогают задать конкретную учебную задачу. Вместо общего «знать» в формулировке появляются точные действия, например объяснить различия, проанализировать причины или сравнить подходы. Такой язык делает задание понятным и для преподавателя, и для ученика.

В результате правильно спроектированные задания становятся «прозрачными». Учитель и ученик видят логику каждого шага. Это особенно важно в онлайн-обучении, где преподаватель не может подойти и объяснить что-то лично.

«Нужно переместить акцент с преподавания на обучение, — подчеркивает Лытаева. — Настоящий педагогический дизайнер думает не о том, как эффектно подать материал, а о том, как студент будет учиться».

Освоить эти принципы на практике поможет программа повышения квалификации ВШЭ «Педагогический дизайн: как создать успешный курс» (https://www.hse.ru/edu/dpo/1037638801). В ней детально разбираются модели, методы и инструменты, которые превращают набор разрозненных тем в целостную систему обучения.

Видео семинара VK видео  Rutube  / Youtube