Магистратура на полставки? Больше половины магистрантов совмещают учебу с работой — и это меняет ее облик
Сегодня в учебных аудиториях встречаются люди разного возраста и опыта. Каждый третий магистрант старше 30 лет; число студентов 30–40 лет удвоилось, а старше 40 лет — выросло втрое. Больше половины идут учиться ради повышения квалификации или увеличения дохода, четверть планирует связать будущее с наукой.
Одновременно учиться и работать уже стало нормой. Среди очников на полной ставке работают 56%, среди заочников — 77%. Большинство трудоустроенных студентов очной формы работают по профилю обучения, что подтверждает тезис о том, что они считают магистратуру значимой для карьерного роста.
Но разрыв в ожиданиях, когда вчерашние бакалавры тяготеют к исследовательской работе, а «возрастные» студенты хотят более практических результатов, а программы не имеют четкого позиционирования, приводят к увеличению отсева. За пять лет доля тех студентов, кто не завершил обучение, выросла с 20% до 28%.
Как следствие, вузам приходится перестраивать образовательные программы под разные потребности. Растет спрос на гибкие форматы — доля очно-заочных программ, которые часто реализуются онлайн, удвоилась и достигла 10%.
«Становится все очевиднее запрос на два типа магистратуры — научную и практическую», — подчеркивают авторы исследования.
Авторы: Татьяна Хавенсон, Анна Корчак, Анна Реута, Мария Озерова
Корчак Анна Эдуардовна
Международная лаборатория проектирования и исследований в онлайн-обучении: Стажер-исследователь
Озерова Мария Викторовна
Лаборатория управления школой: Ведущий эксперт
Реута Анна Федоровна
Хавенсон Татьяна Евгеньевна
Департамент образовательных программ: Директор