• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Они приходят в университет, но делают это без уважения: Иван Груздев — о том, как меняются представления студентов о смысле учебы

Спросите двух студентов, зачем они пришли в университет, — и вы услышите три разных ответа. У каждого может быть несколько причин одновременно, и они постоянно меняются. Более 60% студентов за время учебы полностью переосмысливают свое представление о том, что такое университет.

Они приходят в университет, но делают это без уважения: Иван Груздев — о том, как меняются представления студентов о смысле учебы

На конференции исследователей высшего образования Иван Груздев, руководитель Центра социологии высшего образования ВШЭ, рассказал, почему это происходит и от чего зависит.

Исследователи называют такие устойчивые представления ментальными моделями. Это не просто ожидания, а глубинное понимание того, что такое университет и что можно получить от пребывания в нем. Большинство студентов ведущих российских вузов на входе придерживаются трансакционной модели. Они воспринимают учебу как хорошую сделку: я вкладываю время и усилия, университет дает знания, диплом, связи. В итоге это конвертируется в должность и зарплату. «Ничего личного, просто бизнес».

Переход происходит постепенно и часто незаметно для самого молодого человека. Сначала необходимость ходить на пары кажется предложением, от которого нельзя отказаться. Потом появляется преподаватель, с которым интересно. Или проект, где нужно разобраться глубже. Или пример однокурсников, которые по-настоящему увлечены. Постепенно важнее становится не диплом, а то, как ты меняешься здесь и сейчас. Это трансформационная модель — университет как пространство личного роста.

А кто-то идет еще дальше — туда, где рушится сама логика пользы и применимости. Университет становится местом, где можно задавать вопросы ради самих вопросов. Где познание перестает быть средством — для карьеры, роста или чего угодно — и становится самоценным. Студент больше не спрашивает «зачем мне это», а спрашивает «как это устроено» и готов тратить месяцы на поиск, который может никуда не привести. Это исследовательская модель, где процесс важнее результата, а незнание — не ошибка, а начало пути.

Как переплетаются эти траектории, пока остается загадкой. Традиционные социологические факторы — статус семьи, образование родителей — оказываются почти незначимыми. Один и тот же университет для разных людей становится совершенно разным опытом.

Но если больше половины студентов меняют свое понимание того, зачем они здесь, значит, университетская среда провоцирует такие трансформации. И если они происходят стихийно, их можно направлять осознанно: не просто передавать знания, а выстраивать пространство для изменений — живого взаимодействия с преподавателями, исследовательских проектов, студенческих сообществ, где можно найти единомышленников. Тогда трансакционная модель на входе перестает быть приговором.

Как говорил один известный киногерой, за полсекунды можно увидеть всю свою жизнь. Университет имеет в запасе куда больше времени — как минимум четыре года — на то, чтобы студент не только получил диплом, но и открыл другого себя.

Следить за конференцией возможно онлайн:
📅 30.10 — трансляция 

📅 31.10 — трансляция