• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Дальний Восток ищет своих романтиков: Александр Клягин — о том, почему регионам важнее найти своих людей, чем удерживать всех

42 % студентов Дальнего Востока планируют уехать из региона. Одновременно 75% хотели бы внести вклад в его развитие. То есть большинство не против остаться — если будет понятно, ради чего, считает Александр Клягин, главный эксперт лаборатории «Развитие университетов». Он подводит итоги обсуждения на конференции исследователей высшего образования о «магнитах», способных удержать молодежь на отдаленных территориях.

Дальний Восток ищет своих романтиков: Александр Клягин — о том, почему регионам важнее найти своих людей, чем удерживать всех

Демографический спад, образовательная миграция, сложности с инфраструктурой — стандартный набор вызовов для Дальнего Востока. Молодежь активно уезжает в возрасте восемнадцати—двадцати двух лет. Больше половины тех, кто остается учиться, вынуждены совмещать учебу и работу. 

Андрей Ковалевский из Тихоокеанского университета показал структуру занятости работающей молодежи: 52% имеют диплом СПО, 16% закончили вуз, четверть работают без завершенного образования. Эти цифры показывают не только напряженность на рынке труда, но и то, что молодые люди рано начинают искать для себя реальные возможности — зачастую за пределами региона.

Молодые люди уезжают туда, где видят для себя возможности — это естественно. Понятно, нужно развивать инфраструктуру и поднимать зарплаты, но они создают лишь дополнительные условия, а не основные причины оставаться. 

Решающее значение имеет чувство вовлеченности — понимание, что здесь есть конкретные дела, в которых ты можешь быть нужен. Если этой связи между человеком и делом нет, только материальные улучшения не удержат. Поэтому важно не просто развивать среду, а открывать в ней возможности — помогать тем, кто готов остаться, увидеть, где они могут реализовать себя.

Исторически Дальний Восток и был местом для людей, готовых на риск и неопределенность. Тех, кто видел в суровом климате и больших расстояниях не препятствие, а вызов. Именно они создавали здесь университеты, города, инфраструктуру. Романтики в хорошем смысле слова — не диванные мечтатели, а люди действия, которым нужно пространство для реализации.

Три четверти опрошенных студентов говорят, что хотели бы внести вклад в развитие региона. Но желание и возможность — разные вещи. Молодым людям часто не ясно, как именно можно это сделать. Где те конкретные проекты, компании, задачи, которые могли бы стать точкой приложения энергии?

Институт образования ВШЭ пытается найти ответ через проект на Камчатке. С ноября 2023 года почти девятьсот восьмиклассников и более трехсот десятиклассников из двадцати восьми школ региона работают над реальными проектами — от создания клубов юных натуралистов до разработки морозильных установок для местного рыбного промысла. К проекту подключились местные работодатели, в том числе «Океанрыбфлот». Идея в том, чтобы показать школьникам конкретные точки приложения их энергии здесь и сейчас, показать возможные перспективы дома. 

Энергия, которая заставляет человека выбрать провинциальный город вместо столицы, не всегда укладывается в анкеты и не объясняется разницей в зарплатах. Можно опросить тысячи студентов, посчитать показатели, сопоставить условия. Но то, что заставляет идти против общего тренда, лежит в другой плоскости. 

Задача образования — помочь тем, кто готов остаться, найти свое место через конкретные проекты, партнерства и точки роста. Когда у молодых людей появляется возможность реально влиять на то, что происходит вокруг, желание остаться становится не жертвой, а выбором.