Что действительно помогает детям справиться с учебными трудностями
По данным мониторингов ФИОКО 2022 года, от 17 до 22% учеников не достигают минимального уровня функциональной грамотности. Почему так происходит и как это изменить, обсуждали на региональном семинаре Института образования ВШЭ.
Эксперты приводят данные, что более половины результата зависит от индивидуальных особенностей ребенка — его любознательности, мотивации и способности сосредоточиться. Около четверти успеха в обучении формируют условия в семье — не только материальные, но и культурная среда. Если дома звучит «у тебя все равно не выйдет», это демотивирует сильнее, чем плохие оценки. Школа формирует ровно пятую часть общего результата. Но именно эта поддержка может оказываться решающей для детей, которым нужна помощь.
Мета-анализ Джона Хэтти, который охватил тысячи исследований и миллионы учеников, показывает, что самым мощным фактором успеха в школе является коллективная эффективность учителей — их уверенность в своих силах и в возможностях учеников, а также совместная работа педагогов на достижение общих целей.
Тем временем многие учителя продолжают использовать привычные, проверенные временем методы, которые кажутся им удобными и эффективными.Но всегда ли привычные подходы действительно оказываются лучшими, в то время как существуют более современные и доказанные способы, способные значительно повысить результативность обучения.
Чтобы помочь школам работать с детьми из разных групп риска, специалисты Центра общего и дополнительного образования ВШЭ разработали практический курс. Этот курс предлагает целый набор практических идей — от конкретных способов работы на уроках и создания дружелюбной атмосферы в школе до налаживания постоянного общения с семьями учеников.
В итоге многое зависит от отношения школы к трудностям учеников. Можно считать их личной проблемой ребенка, а можно — поводом пересмотреть свои методы работы. От этого выбора во многом зависит, останется ли каждый пятый ученик в группе риска или школа поможет раскрыть его потенциал.
Посмотреть запись семинара