• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В Берлине состоялась международная конференция ОЭСР, посвященная исследованиям в сфере дошкольного образования

Научный сотрудник группы "Исследования современного детства" Анастасия Нисская, ставшая участницей форума, делится своими размышлениями.

C 17 по 19 ноября в Берлине состоялась международная конференция Организации Экономического Сотрудничества и Развития (OECD), посвященная исследованиям в сфере дошкольного образования. Собравшиеся на форум ученые, педагоги и эксперты в ходе обсуждения докладов и выступлений пытались составить картину того, как влияет раннее обучение и воспитание на развитие ребенка.

Участие в конференции приняла группы "Исследования современного детства" Анастасия Нисская. Она поделилась своими впечатлениями о работе форума. 

На конференции были представлены наиболее значительные лонгитюдные исследования последних лет, проводимые в Германии и Великобритании (докладчики: профессор Сабина Вейнерт, профессор Пол Лесман, доктор Стивен Барнетт). Главный аналитик Управления образования и навыков ОЭСР Мио Тагума осветила перспективы и вызовы, на которые призваны ответить международные сравнительные исследования развития детей дошкольного возраста. Гости форума пришли к выводу о необходимости объединить ценности мониторинга и практики.

На  последовавшей вслед за конференцией встрече ОЭСР был представлен ряд исследований - как проведенных в форме пилотажа за последнее время, так и планируемых к запуску (исследование педагогик, исследование уровня персонала, исследование достижений детей, анализ политик организации перехода от раннего образования и ухода к начальному обучению в школе). Основными ценностями были признаны направленность на изучение реально существующих и действующих практик, стандартизация представления об эффективности при межстрановых сравнениях и сохранение уникальности этих представлений при сборе и оценке данных и внутри стран.

Анастасия особо отметила практическую значимость некоторых из представленных исследований в контексте Федерального государственного стандарта дошкольного образования РФ: «Представленные на конференции лонгитюдные исследования, несомненно, имеют высокую ценность для получения информации о том, каким образом должна быть построена система раннего образования и ухода. Поставленные в них цели во многом перекликаются с ценностными установками, отраженными в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. 
Проект «Международное исследование персонала, задействованного в системе раннего образования и ухода» позволяет оценить, насколько уровень педагогических кадров определяет качество образовательно-воспитательного процесса. Выделение черт и качеств педагогов, имеющих существенное значение для развития детей и их дальнейшего обучения в школе, позволяет понять, какие политические решения и инвестиции дают реальные результаты. В результате исследования могут быть сформулированы качества и черты педагогов и персонала дошкольных учреждений, которые являются наиболее важными для работы с детьми и обеспечивают их успешное развитие не только на протяжении дошкольного, но младшего школьного и подросткового возрастов. Современные международные данные о наиболее профессионально значимых качествах педагогов должны быть соотнесены с проведенными в РФ исследованиями по этой проблеме. Это позволит создать портрет педагога персонала дошкольного звена общего образования, выделить важнейшие компетенции и навыки, определить культурную специфику, удержать наиболее ценные отечественные разработки в области образования и воспитания. Профессиональная оценка качества труда, система аттестации педагогов и персонала дошкольных учреждений может быть пересмотрена, исходя из результатов исследований. Подготовка в системе бакалавриата педагогов, персонала дошкольных учреждений может быть оптимизирована с целью формирования черт и качеств, имеющих значение для развития детей. Уровень профессиональной подготовки и эффективности персонала дошкольного звена сможет быть адекватно соотнесен с мировыми стандартами в данной области.
Проект «Переход от раннего образования и ухода к обучению в школе» позволит обеспечить более адекватные пути построения преемственности между дошкольной и школьной ступенями образования, сохранить достижения дошкольного возраста, упростить адаптацию детей к первому классу, а в дальнейшем поможет детям показывать более высокие результаты в школе, в трудоустройстве и уровне жизни в целом. Глубокий обзор и анализ существующих международных научных доказательств важности перехода от дошкольных к начальному образованию, аспектов, способствующих успешному переходу, наиболее эффективных видов переходов и типов перехода от дошкольной к школьной ступеням образования позволит учесть и использовать позитивные достижения, избежать ошибок, совершенных в других образовательных системах. Использование общей системы оценки достижений и уровня развития детей обеспечит возможность объективного сравнения результатов дошкольников и младших школьников».

По мнению Анастасии, участие в международном исследовании имеет большое значение, поскольку оно поможет ответить на злободневный вопрос, волнующий сегодня отечественных специалистов: какие факторы - образовательно-воспитательная программа, образовательная среда, единое пространство детского сада и школы, стиль общения педагогов с детьми, взаимодействие с родителями и другими социальными институтами - оказывают наибольшее влияние на успешную преемственность дошкольного и школьного звеньев образования. Это позволит решить целый ряд  насущных задач, сконцентрировавшись на усовершенствовании наиболее важных механизмов и предикторов преемственности:

  • оптимизировать подготовку педагогических кадров и персонала детского сада и школы,
  • усилить ее акцент на обеспечении успешного перехода, с особым вниманием к проблемам ребенка,
  • выделить наиболее эффективные с точки зрения преемственности образовательно-воспитательные дошкольные и школьные программы,
  • обеспечить эффективное финансирование привлечь данной области исследований и практики,
  • привлечь родителей и общественные организации к созданию оптимальных условий для перехода детей из детского сада в школу, возможному частичному финансированию наиболее существенных подготовительных звеньев.