• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новый проект Института образования: не только теория, но и практика


Один из новых интересных проектов Института образования осуществляет группа "Исследования современного детства" в рамках договора с Московским государственным гуманитарным университетом имени Шолохова.

Группа специалистов под руководством Катерины Николаевны Поливановой разрабатывает не только программу обучения для родителей, нацеленную на повышение их собственной родительской компетентности, но и программу тренинга по овладению этой программой.

О программе хочется сказать отдельно. Она строится на убеждении наших коллег из группы "Исследования современного детства" в том, что сегодня родителям не очень нужны знания о воспитании в чистом виде, равно как и тренинговые методы по формированию навыков общения, выстраиванию границ и т.д., которые не вполне отвечают актуальной ситуации современного родительства. Главной особенностью родительства, по мнению наших коллег, можно назвать диверсификацию возможных моделей, образов счастливого детства, которое родители могут обеспечить своему ребенку. Речь здесь идет и о ранем развитии, и о естественном родительстве, и о альфа-родительстве, и о желании сделать ребенка лидером, и о множестве других вариантов.

В таком многообразии чуть ли не единственной возможной точкой отсчета становится сам родитель, его решения, его личность. Поэтому программа наших коллег имеет целью формирование и осознание каждым участником своих позиций, осмысленное принятие той или иной точки зрения, формирование самоэффективности. Под родительской самоэффективностью понимается вера родителя в то, что он сможет справиться с задачами воспитания своего ребенка. Изменение в уровне родительской самоэффективности зачастую становится одним из индикаторов эффективности программы - к этому выводу коллеги пришли путем анализа иностранной литературы про образовательные программы для родителей. 

Целевой группой программы являются родители с хорошим образованием, испытывающие тревогу по поводу воспитания детей. Что касается возраста детей, то пока ограничились дошкольным периодом.  

Тренинг по программе, который проводили Катерина Николаевна ПоливановаИрина ВопиловаАнна Корзун и Анастасия Нисская, длился 5 дней, каждый из которых включал по 8 академических часов работы. 
Участники - 16 человек - самые разные люди, которые хотят стать преподавателями-тренерами и вести такие программы для родителей.

Основная идея тренинга состояла в том, чтобы участники освоили идеи программы в ситуации, очень приближенной к ведению реального тренинга. Рассматривался каждый из четырех модулей ранее разработанной образовательной программы для родителей, проводились упражнения, демонстрирующие идеи каждого модуля. При этом работа велась сразу в двух направлениях. Сначала участники включались в выполнение упражнения, анализировали свои переживания, рефлексировали установки, обсуждали именно содержательную часть и проблемы родительства. Затем переходили к обсуждению произошедшего с тренерской позиции и анализировали суть упражнения: конкретный вид активности, ее цель, степень ее выполнения, возможность ее улучшения и изменения, тренерские находки, лучшую модель поведения в роли тренера.

Коллеги из группы "Исследования современного детства" поделились своими впечатлениями о проведенном тренинге: "И участники, и мы как организаторы остались очень довольны, ведь всегда полезно проверить на практике то, что сконструировано теоретически. Особенно приятно, что такая работа бок о бок очень сплачивает команду!"