В учебном центре Вороново состоялась II Международная летняя школа «Теория и практика разработки тестов в психологии и образовании»
С 20 по 26 июля 2015 г. в учебном центре Вороново прошла II Международная летняя школа «Теория и практика разработки тестов в психологии и образовании», организованная Центром мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ. Преподавателями Школы выступили профессор Чикагского Университета США Кэрол Майфорд (Carol Myford) и директор ЦМКО Елена Карданова.
В этот раз особенное внимание на мероприятиях Школы было уделено анализу политомических заданий, охватывающих довольно широкий спектр тем из сферы test-development – от планирования теста и разработки заданий простых и сложных форм до проведения психометрического анализа заданий в рамках классической и современной теорий тестирования. Школа собрала участников из 6 стран, помимо России и США. Гостями Вороново стали представители центров тестирования, центров сертификации, а также учителя и преподаватели университетов Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана.
С самого первого дня участники с головой погрузились в проблемы оценивания: за подробными лекциями следовали напряженные практические занятия, когда «студенты» в мини-группах критически анализировали спецификации, выявляли проблемы и недочеты тестовых заданий, обсуждали проблемы справедливости оценивания в целом и конкретно в своих странах, самостоятельно проводили психометрический анализ результатов педагогического тестирования. А в последний день Школы руководитель Центра оценки качества образования ИСМО РАО Галина Ковалева и научный руководитель ЦМКО Виктор Болотов специально для участников организовали интереснейшие мастер-классы. Галина Сергеевна делилась своим опытом проведения международных исследований качества образования, а Виктор Александрович дискутировал с участниками школы о проблемах оценки в образовании и путях их решения.
Несмотря на то, что программа Школы была очень насыщенной, нашлось и время для отдыха. Самый первый день работы Школы завершился вечером национальной культуры. Все участники собрались в одной аудитории и сделали для коллег и преподавателей Школы презентации своей страны, ее культуры и особенностей национальной кухни. Были спеты русские и киргизские народные песни, мелодично звучала казахская домбра, столы были заставлены щедрыми блюдами с казахской кониной, бакинской пахлавой, русскими блинами, киргизскими бозо-шоро и другими аппетитными яствами.
Своими впечатлениями о II Международной летней школе «Теория и практика разработки тестов в психологии и образовании» поделись несколько ее участников.
Таалайбек Маматалиев, Национальный центр тестирования, г. Бишкек, Киргизия: "В нашем центре я заведую информационно-аналитическим сектором, и на этой Школе мне были полезны обе части. С одной стороны, мне как аналитику, который не касается вопросов создания тестов, было интересно попробовать себя в разработке и экспертизе тестов. И теперь я совершенно по-другому смотрю на эту область. С другой стороны, я многое подчерпнул для себя по анализу тестов. Думаю, я гораздо увереннее буду себя чувствовать в анализе политомических заданий, их характеристик, функционирования категорий, справедливости оценки".
Лола Мансурова, Национальный центр тестирования, г. Душанбе, Таджикистан: "Я занимаюсь разработкой тестов, и поэтому для меня особенно интересными были первые два дня Школы, когда на конкретных примерах и ошибках мы учились критически подходить к созданию и оценке работы тестов".
Акмарал Жумыкбаева, Назарбаев-Интеллектуальные школы, г. Астана, Казахстан: "Для меня самой важной оказалась часть школы, посвященная психометрическому анализу. В основном для анализа результатов тестирования я использовала средства Excel. Но теперь, когда я «попробовала» специальные психометрические программы, мне хочется как можно скорее внедрить их в нашу работу".
Асим Гасанов, учитель средней школы, г. Баку, Азербайджан: "Мне как учителю эта школа была очень полезна с точки зрения практики разработки тестов. Каковы должны быть основные параметры хороших тестовых заданий? Как оптимальным образом измерить уровень знаний по предмету в классах, где я работаю? Как проанализировать результаты детей по моему тесту и улучшить инструмент? Теперь я знаю, как ответить на эти вопросы".
Ольга Кремезная, Красноярский центр оценки качества образования, г. Красноярск: "Для меня очень интересной оказалась тема различного функционирования заданий – DIF (differential item functioning). Обычно, проводя анализ данных по результатам тестирования, мы смотрим на то, как пол и другие факторы влияют на результаты тестирования. Но DIF – это что-то совершенно другое, он позволяет заглянуть вглубь задания и посмотреть, насколько справедливо это задание и тест в целом по отношению к разным группам испытуемых".