• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Учителям помогут научиться работать по новым стандартам

В течение нескольких последних лет Институт образования НИУ ВШЭ реализует три магистерские программы для учителей: «Информационные ресурсы исторической науки»,  «Политические вызовы современности» и «Филологическая герменевтика школьной словесности». В этом году дизайн магистерских программ существенно изменился. О нововведениях рассказывает директор Центра развития лидерства в образовании Инобра НИУ ВШЭ Анатолий Каспржак.

Анатолий Георгиевич, почему было решено менять магистерские программы для учителей именно в этом году?

− До сих пор три наши магистерские программы для учителей были построены в рамках традиционной, еще советской логики повышения квалификации педагогов. Их основная цель была углубить знания учителя в той предметной области, которую он преподает. Ведь советский учитель рассматривался, во многом (и на то были основания)  как «недопрофессионал» − «недоисторик», «недофилолог» и т.д. Точно так же педагогические вузы считались второсортными по отношению к классическим университетам.

Однако времена изменились. Прежде всего, уровень квалификации и предметных знаний педагогов, которые приходят к нам учиться, существенно вырос. Как пример, для учителей моложе 35 лет (а это наша основная целевая аудитория) английский язык уже не является проблемой.

Кроме того, изменились условия, в которых работает школа. Были приняты принципиально новые для России Федеральные государственные стандарты. Они предъявляют серьезные требования не только к предметным знаниям учащихся, но и к их интеллектуальному и личностному развитию. Новые стандарты, предъявляя требования лишь к результатам образования, дают учителям гораздо больше свободы (а как следствие и ответственности) в том, как их достичь.   То есть новые условия предъявляют новые, более высокие требования именно к педагогической квалификации учителя.

Именно это и определило  цель изменений наших программ – помочь учителю повысить свою педагогическую квалификацию. Мы хотели бы так модернизировать программы, чтобы студенты-учителя смогли не только получить новые знания, но и получили возможность сформировать собственный взгляд на образовательный процесс.

− Что именно меняется?

− В этом году в рамках  магистерских программ для учителей, реализуемых Институтом образования, появится новый учебный блок. Мы называем его «учительский». Он будет состоять из нескольких дисциплин. Первая – обязательная – «Коммуникация, образование и технологии». В рамках этой дисциплины  будут представлены такие темы, как: эволюция целей и задач образования, современные образовательные технологии, средства обучения и т.д.

Вторая, очень важная, на наш взгляд, дисциплина – «Педагогический дизайн». Хотя эта дисциплина и отнесена к курсам по выбору, мы надеемся, что выбирать ее будут многие. Мы также рассчитываем, что студенты, успешно освоившие эту дисциплину, смогут стать экспертам, способными давать оценку учебникам, организовать работу коллег по разработке образовательной и учебной программ и т.д. Иными словами, мы надеемся подготовить учителя-методиста.

− Можете привести примеры тех задач, которые будут решать выпускники?

− Конечно. Например, сейчас в Москве идет процесс объединения школ. Если раньше в среднестатистической школе трудилось 2−3 учителя истории, то теперь в огромных учебных территориальных комплексах работает по 10, а то и по 20  учителей этого предмета. При этом в состав комплекса чаще всего объединены школы самого разного уровня. Вот и получается, что перед нашими выпускниками будет стоять задача помочь своим коллегам разработать или подобрать для реализации  программы разного уровня, выбрать подходящие учебники, наладить скоординированную работу учителей-предметников в рамках нового образовательного комплекса.

− А кто научит студентов  магистерских программ всему этому? 

− Для наших студентов-учителей будет организована практика в лучших московских школах, у известных педагогов. В рамках этой практики студенты  смогут принять участие в разработке новых образовательных программ, образовательных модулей, в диагностике учебников, средств обучения. Важно, что студенты-учителя  не просто будут наблюдателями, а сами войдут в состав экспертных групп, которые, под руководством ведущих мастеров, будут решать задачи конкретных образовательных организаций.

− В каких школах студенты будут проходить практику?

− Мы выбирали школы, с одной стороны, очень хорошие, а с другой – такие, которые сейчас столкнулись с серьезными вызовами. Например, наши студенты  обязательно будут проходить практику в Лицее ВШЭ. Его особенность в том, что, во-первых, педагогический состав постоянно расширяется. Появляются новые учителя, которым нужно вливаться в команду и начинать скоординированно  работать со всеми. Во-вторых, в нашем лицее преподают молодые ученые и заслуженные профессора ВШЭ. Они, конечно, очень сильны в своей предметной области, но вот с детьми большинство из них не работало. Есть возможность того,что наши слушатели смогут оценить их именно как педагогов, а не как историков или филологов.

Еще мы ведем переговоры о совместной работе с московской гимназией №1567. Эта школа с очень давними традициями преподавания гуманитарных дисциплин недавно была объединена с рядом других школ. Сейчас перед учителями гимназии №1567 стоит задача создать новые образовательные программы для присоединенных школ. Наши студенты примут, надеемся, участие в этой работе.

− В каком формате будет организовано обучение в рамках программы?

− Форма обучения очно-заочная: у нас будут три очных модуля, из которых два точно придутся на каникулы.

− Вы рассчитываете только на московских учителей?

− Отнюдь. Прежде всего, не нужно думать, что наша программа платная. Набор в основном бюджетный. Если  же работающий учитель уже имеет степень магистра и, соответственно, реализовал свое право отучиться в магистратуре за счет бюджетных средств, он получит 50-процентную скидку как работник системы образования. Что касается иногородних абитуриентов, то студенты очно-заочных программ, по правилам Вышки, не могут претендовать на общежитие. Однако, как показывает практика прошлых лет, и этот вопрос чаще всего решаемый. Было бы желание.

 

                                                                                             Беседовала Екатерина Рылько