• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Образовательная среда российских вузов нуждается в совершенствовании

22 декабря на семинаре Института образования ВШЭ ведущий научный сотрудник этого института Игорь Чириков рассказал о результатах сравнительного анализа образовательной среды исследовательских университетов России, Китая и США. Выводы неутешительны: в России студенты учатся недостаточно интенсивно, а образовательная среда вузов терпима к нечестному поведению.

Издержки глобальных рейтингов

Как известно, в последние годы развитие университетов во всем мире определяется глобальными рейтингами, авторы которых пытаются в числе прочего учитывать качество образовательной среды. Однако это им не всегда удается, считают авторы исследования Игорь Чириков и младший научный сотрудник Института образования ВШЭ Наталья Малошонок. Например, в Шанхайском рейтинге качество образовательной среды университета определяется количеством выпускников, в разные годы получивших Нобелевскую или Филдсовскую премию, но какое отношение это имеет к нынешнему образовательному процессу? В рейтинге QS предложен другой критерий — количество студентов на одного преподавателя, но здесь связь с реальностью тоже сомнительна. По соотношению преподавателей и студентов в недавнем рейтинге QS Саратовский государственный университет опередил МГУ и другие ведущие российские вузы, но это не означает, что там учат лучше.

Качество образовательной среды также связывают с объемом и результатами научных исследований, которые проводит университет. Так, в рейтинге US News & World Report учитывается количество присужденных степеней и количество защитившихся аспирантов на одного преподавателя. Но, подчеркнул Игорь Чириков, уровень науки в вузе больше важен для тех, кто идет в магистратуру и аспирантуру, но вовсе не обязательно для бакалавров. Не доказана прямая зависимость между качеством научных исследований и качеством образования в бакалавриате — в разных зарубежных исследованиях на этот счет есть разные выводы.

Как заметил профессор Исак Фрумин, никто не доказал, что исследовательский характер университета ухудшает образовательный опыт (в вузах программы 5-100 студенты, в том числе бакалавры, участвуют в исследованиях и разработках). Но авторы исследования убеждены, что слишком большая сосредоточенность университетов на науке и интернационализацию создает риск потери их основной миссии — образовательной. Исследовательские университеты пока не могут найти баланс между наукой и преподаванием.

Образовательная среда, полезная для студентов

В своем исследовании Игорь Чириков и Наталья Малошонок исходят из того, что хорошая образовательная среда вуза стимулирует интенсивное взаимодействие между студентами и преподавателями, развивает сотрудничество между студентами, стимулирует активное обучение, обеспечивает обратную связь, учитывает разнообразие типов способностей и образовательных траекторий. Эти определения были даны двумя американскими учеными еще в 1987 году. Для студентов такая среда полезна и продуктивна, влияет на их дальнейшую карьеру — это подтверждено сотнями международных исследований процесса обучения. Как отметила профессор Ирина Абанкина, комментируя результаты исследования, в фокусе внимания — «деятельность, активность студентов и преподавателей».

Чтобы получить комплексную оценку образовательной среды ведущих российских университетов в глобальной перспективе, весной 2015 года Институтом образования ВШЭ был проведен опрос 17 тыс. студентов бакалавриата и специалитета в двенадцати российских вузах, одиннадцать из них — участники программы достижения международной конкурентоспособности 5-100. Студенты получали ссылки на онлайн-анкету и отвечали на вопросы. Это самый масштабный опрос российских студентов за всю историю, участие в нем было добровольным. В разных вузах откликнулось разное количество студентов, результаты опроса в одном из них — ДВФУ — учтены не были из-за низкой активности. По результатам опроса можно делать выводы о ситуации в ведущих вузах в целом — данные по конкретным университетам нельзя считать репрезентативными.

Для сравнения также взяты данные опросов студентов трех китайских (20 тыс. человек) и двадцати американских вузов (130 тыс. человек), причем, как и в России, это лидеры национальной высшей школы. Эти опросы проводились международным консорциумом «Студенческий опыт в исследовательском университете» со штаб-квартирой в Калифорнии, который одновременно с работой в Вышке возглавляет Игорь Чириков. Таким образом, можно было делать выводы, как те или иные факторы образовательной среды университетов проявляются в России в сравнении с Китаем и США.

Четыре вывода

На семинаре исследователи представили четыре вывода о состоянии образовательной среды в российских вузах в сравнительном аспекте.

Вывод первый. Российские и китайские студенты проводят гораздо больше времени на лекциях, семинарах, практических занятиях, чем американские, но интенсивность занятий и вовлеченность студентов существенно ниже.

Большая часть китайских студентов занимаются в аудиториях более 40 часов в неделю, а среди опрошенных американцев более 20 часов в неделю в аудитории проводят лишь 18 процентов опрошенных. Зато американцы больше времени тратят на подготовку к занятиям. Российские вузы в этом вопросе тяготеют к китайским. Вопреки распространенному мифу о том, что российские студенты много времени тратят на зарабатывание денег, отвлекаясь от учебы, оказалось, что здесь их опережают и американцы (Исак Фрумин в уточняющем вопросе предположил, что американские студенты в основном работают учебными и научными ассистентами в кампусах), и китайцы. Последние еще и активно участвуют в работе студенческих организаций.

В ходе опроса студентов спрашивали, как часто им приходится выполнять те или иные виды учебной деятельности, участвовать в дискуссиях и проч. Оказалось, что интенсивность аудиторной работы в китайских и российских вузах ниже, чем в американских. Преобладают пассивные формы передачи знаний.

Вывод второй. Небольшое количество студентов на одного преподавателя в российских вузах не транслируется в их более интенсивное взаимодействие.

Успех наших вузов в рейтинге QS обусловлен, прежде всего, соотношением студентов и преподавателей — по этому показателю программа 5-100 выполнена раньше срока и даже перевыполнена. Казалось бы, студентам уделяется много внимания, они окружены заботой, и тут мы опередили другие страны.

Но по результатам опроса оказалось, что 17 процентов наших студентов никогда не общались с преподавателями один на один ни лично, ни по электронной почте — как правило, общение происходит в аудиториях на лекциях и семинарах. Если учесть, что российская выборка «смещена» в сторону успевающих студентов (именно они чаще других соглашались поучаствовать в опросе), то на репрезентативной выборке этот показатель будет еще выше. В ведущих вузах США этот показатель составляет 2 процента. «Можно, конечно, наращивать исследовательские мощности наших университетов, стремиться в топ-100 глобальных рейтингов, но если студенты не общаются с преподавателями, хорошего образования не получится», — отметил Игорь Чириков.

Вывод третий. Высокий уровень удовлетворенности студентов российских вузов свидетельствует, с одной стороны, об оправданных ожиданиях и комфортности образовательной среды, с другой — может быть индикатором «сговора о невовлеченности»: вы делаете вид, что учите; мы делаем вид, что учимся, — все довольны.

Студенты во всех трех странах удовлетворены качеством обучения — доля тех, чьи ожидания университетская среда оправдывает, по результатам опросов составляет около 80 процентов. Однако особенность нашей страны в том, что такая удовлетворенность может быть следствием беззаботного времяпровождения — термин «сговор о невовлеченности» не раз упоминался в исследованиях Вышки, посвященных российскому высшему образованию.

Вывод четвертый. Образовательная среда ведущих российских вузов терпима к практикам нечестного поведения студентов. Масштабы распространенности этих практик свидетельствуют об имитации учебного процесса.

Студентам, вошедшим в российскую выборку, задавались вопросы о нечестном поведении. Казалось бы, все должны дать «социально желательные» ответы. Несмотря на это, более половины студентов сказали, что в этом году на экзаменах и зачетах они списывали, такое же количество студентов давали списать. Немало примеров, когда студенты скачивают работы в Интернете, покупают их на заказ и проч. Такова реакция или на скучную, но требовательную образовательную среду, или среду, где допустима имитация, — так или иначе, этот феномен нуждается в дальнейшем изучении.

Как избежать «китайской ловушки?»

Российским вузам следует совершенствовать образовательную среду, считают Игорь Чириков и Наталья Малошонок. Нужно стимулировать преподавателей не только публиковаться, но и работать со студентами, а также создавать атмосферу нетерпимости к плагиату и списыванию в студенческой среде. В противном случае нам грозит «китайская ловушка»: китайские университеты в последние годы активно вкладывались в исследования, но образовательная среда и образовательные технологии (прежде всего, приоритет аудиторной нагрузки) так и не изменились.