В Университете Тундзи (Китай) прошел симпозиум SERU «Как данные позволяют улучшить опыт студентов в исследовательских университетах Азии»
Оганизаторами симпозиума, состоявшегося 18 января 2016 г., выступили Институт образования НИУ ВШЭ, Калифорнийский университет в Беркли и Университет Тундзи. Симпозиум стал частью серии регулярных мероприятий международного консорциума "Студенческий опыт в исследовательском университете" (Student Experience in the Research University, SERU), соорганизатором которого также является Институт образования. Участие в слете принял исполнительный директор консорциума, ведущий научный сотрудник Инобра Игорь Чириков.
В ходе симпозиума, собравшего более 50 представителей вузов Китая, Японии, Тайваня, Малайзии, России и США, обсуждались «горячие» темы студенческой проблематики: особенности обучения студентов в университетах азиатского региона; использование данных опросов студентов для развития образовательной среды; формы стимулирования вовлеченности студентов.
В рамках своей командировки в Китай наш коллега посетил все четыре китайских вуза – участника консорциума: Сианьский, Хунаньский, Нанкинский и Тундзи, где встретился с их руководством, преподавателям и студентами и обсудил ход реализации проекта в этих университетах. В Хунаньском университете Игорь прочитал лекцию для преподавателей и студентов вуза об исследованиях студенческого опыта.
Игорь поделился с нами своими яркими впечатлениями о поездке, предварив рассказ красноречивой цитатой:
"Судьба – это выбор и усилия. Выбор и усилия. И ничего больше"
«Самое главное впечатление от Китая и китайских университетов – масштабы инвестиций в образование и скорость изменений. Мне удалось пообщаться с руководством, преподавателями, студентами четырех университетов – Сианьского, Хунаньского, Нанкинского и Тундзи. Это очень хорошие университеты, хотя и менее известные чем Пекинский, Цинхуа или Шанхайский. Все они, при поддержке государства и региона, активно вкладываются в три сферы: (1) инфраструктуру, (2) исследования и разработки, (3) новые образовательные форматы.
1. Возьмем для примера Нанкин. Город крупный, бывшая столица, но сейчас по численности населения не входит даже в десятку самых населенных городов Китая. В середине нулевых несколько университетов объединились для строительства университетского городка: часть средств покрыло государство, часть – провинциальное правительство, часть – сами университеты. Что получилось, можно посмотреть на фотографиях. Это кластер кампусов размером с Садовое кольцо – специально совместил границы университетского городка с картой Москвы. Строительство собственно университетских зданий заняло около трех лет, территорию продолжают развивать: на пожертвования одного из выпускников недавно построили библиотеку Нанкинского университета на три миллиона книг. Только вдумайтесь: в не самом большом по китайским меркам городе возникает такой мегакампус. В других городах похожая история, довольно много университетов построили себе вторые кампусы, чтобы справиться с возрастающим спросом на высшее образование.
2. Конечно, здания и инфраструктура – это не главное. Богатые нефтяные страны вроде ОАЭ тоже много чего строят. Университеты инвестируют в исследования и разработки, добиваясь значительного прогресса. По данным NSF, в 1997 году китайские ученые опубликовали чуть более 10 000 статей в области естественных и инженерных наук, в 2011 – более 90 000. Да, все мы слышали много историй про вторичность результатов, накрутки и т.п., но я не думаю, что этим можно объяснить девятикратный рост. В одном из университетов я встретил выпускницу Стэнфордского университета, которая работала в Принстоне, а теперь вернулась в Китай (кстати, это аспирантка Мартина Карноя, руководителя Международной лаборатории анализа образовательной политики Инобра). Китайские коллеги сильно переживают по поводу утечки мозгов, но у них очень реалистичный подход к проблеме: нужно создавать условия, чтобы таланты возвращались.
3. И, наконец, образование. Как показывают многочисленные исследования, в том числе наши сравнительные, китайское высшее образование – весьма посредственное, и студентов не продвигает. Университеты ответили на взрывной рост спроса на высшее образование простым увеличением приема и мало что поменяли в образовательных технологиях: у студентов гигантская аудиторная нагрузка и почти нет какой бы то ни было самостоятельной работы. Нормальная ситуация – 40 часов лекций и семинаров в неделю (полный рабочий день). Социальные науки во многом идеологизированы, преподается история партии, марксизм – вот это все. В то же время в каждом вузе я увидел эксперименты по трансформации существующей образовательной среды, попытки создания гибких траекторий для студентов, акценты на обменные программы с зарубежными вузами. Особенный интерес представляет реформа "3–3" (Double three) в Нанкинском университете. Здесь разделили бакалаврское образование на три ступени – общее, общее профессиональное, специальное профессиональное, а в рамках этих трех ступеней есть три трека – академический, карьерно-предпринимательский и междисциплинарный. Каждому студенту необходимо как минимум три раза сделать серьезный выбор: (1) когда он выбирает курсы общей ступени, (2) когда он выбирает направление подготовки (выбор происходит после общей ступени), и (3) когда он выбирает трек в рамках определенного направления подготовки. Не то чтобы это супер инновационная модель, но она внедрена в масштабах всего университета, который до этого был построен по советской модели: выбор направления при поступлении, ограниченный выбор предметов, узкая специализация и т.п. Так что, думаю, и в области образования нам уже есть чему поучиться у Китая.
На стене конференц-зала* Института образования теперь висит цитата Эдуарда Днепрова: "Судьба – это выбор и усилия. Выбор и усилия. И ничего больше". Я думаю, что и к странам это имеет прямое отношение. Можно спорить про отдельные инициативы в китайском образовании – там много ретроградного и непонятного, – но мне кажется, что Китай сделал правильный выбор и прикладывает все усилия, чтобы этот выбор состоялся. Может, раз Китай теперь наш главный партнер и друг, мы у него немного поучимся, как надо расставлять приоритеты?»
* Аудитория 309, конференц-зал Инобра, носит имя первого министра образования постсоветской России Э.Д. Днепрова, ушедшего из жизни год назад.