«С разными интеллектуальными элитами он умел обсуждать их проблемы на их языке»
Семинар был проведен в рамках VII Сабуровских чтений — в течение последних при поддержке Минобрнауки России их ежегодно, в феврале, организуют Федеральный институт развития образования, Институт экономики города, Высшая школа экономики и московский Центр образования № 1811, где Евгений Сабуров проводил поэтические чтения и ставил с детьми спектакли. На каждой площадке проходят семинары, посвященные разным аспектам его творческого наследия.
Как сказал декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, Евгений Федорович, человек многогранный, «разными гранями был обращен в разные сообщества». Его считали своим экономисты, финансисты, литераторы, управленцы, педагоги. По словам директора Института развития образования ВШЭ Ирины Абанкиной, с разными интеллектуальными элитами он умел обсуждать их проблемы на их языке.
На рубеже 1980-х – 1990-х годов он занимал высокие посты в государственной иерархии — был министром экономики в правительстве Ивана Силаева (РСФСР), премьер-министром Крыма. В 2003 году стал научным руководителем Института развития образования ВШЭ — как отметил Исак Фрумин, он умел связать вопросы экономики с гуманитарным размышлением об образовании, был «один из людей, которые закладывали генный код нашего института». С 2005 года Евгений Сабуров занимал такую же должность в Федеральном институте развития образования Минобрнауки России.
Разные грани
Евгений Сабуров был либералом, отстаивал свободу личности как гарантию творческой свободы, отметила директор Центра государственного сектора экономики ВШЭ Татьяна Абанкина. Но он не смог в полной мере реализовать свои идеи, и уход в науку и бизнес стал для него не столько обязанностью, сколько драмой, подчеркнула директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко.
По словам директора Центра универсальных программ Наталии Типенко, Евгений Сабуров вбрасывал самые разные идеи, но ему было неинтересно разбираться в деталях, он двигался дальше. В своих выступлениях и работах 1990-х годов он предвосхитил многие тенденции в сфере реформирования финансового сектора 2000-х годов. Программные документы Минфина России для социальных отраслей сейчас во многом повторяют и развивают то, что предлагал много лет назад, отметила Наталия Типенко, пусть даже его подходы зачастую искажаются.
Татьяна Абанкина подчеркнула, что Сабуров внес большой вклад в управление общественным сектором. Его идеи повышения эффективности, ориентации на конечный результат, прозрачности финансовых потоков, высказанные на рубеже 1980-90-х годов, укладывались в ныне популярные международные концепции и соответствовали либеральным ценностям, хотя постсоветская Россия была оторвана от мировой науки.
«Он мне дарил свои книги по экономике, я просил стихи, а он говорил: стихи я дарю женщинам. Теперь я понимаю, что нужно было читать его книги по педагогике, — вспоминал Александр Аузан. — Однажды он взял меня с собой в московскую школу, где дети играли его пьесу. Это было очень здорово».
Идеи для образования
Евгений Сабуров одним из первых в российском педагогическом сообществе поднял вопрос о несоответствии классно-урочной системы требованиям времени. Ведь в XXI веке школа должна формировать человека творческого, и классно-урочная система становится тормозом, нужна другая технология, рассказал ведущий эксперт Института образования ВШЭ Сергей Заир-Бек. Такой технологией для Евгения Сабурова стало обучение через игру, прежде всего через театр, — свои педагогические эксперименты он проводил в московском Центре образования № 1811.
В период перестройки Евгений Сабуров был идеологом перевода системы образования на рыночные рельсы, считает директор Центра социологии образования Института управления образованием РАО Владимир Собкин. В своих работах он стал использовать революционное для конца 1980-х годов понятие образовательной услуги — ведь традиционно считалось, что в советской школе никаких образовательных услуг не было, а было личностное общение педагога с учеником. Когда в начале 1990-х годов была разработана программа стабилизации и развития образования в переходный период, Сабуров — на фоне дискуссий о сохранении потребительской корзины для населения — говорил о потребительской корзине услуг в сфере образования, где, как и в экономике, нужно было обеспечить функционирование трех рынков: капитала, труда и услуг.
Ключевой принцип современного образования, закрепленный в отраслевом законе, — нормативно-подушевое финансирование, когда школа получает от государства деньги за каждого ребенка. Считается, что автором этой идеи был именно Евгений Сабуров.
Владимир Собкин вспоминал, как в 1988 году на семинаре в Сочи Сабуров впервые заговорил о нормативе — «чтобы деньги потекли за учеником». Он рассматривал норматив как возможность не только рационального финансирования образовательных организаций, но и доступа частников к государственным средствам (в дискуссиях конца 1980-х годов негосударственным организациям отводили большую роль в развитии образования — считалось, что они станут достойными конкурентами государственному сектору и будут стимулировать его развитие). Время показало, что последний аспект в реализации этой идеи оказался не столь важен, но в целом идея нормативно-подушевого финансирования оказалась продуктивной. «Идея очень красива, пусть даже ее воплощение можно считать таковым далеко не всегда», — отметила Татьяна Клячко.
Фильм «Мастер социальной драматургии»