• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Онлайн-ресурсы помогут подготовиться к ЕГЭ

Онлайн-ресурсы помогут подготовиться к ЕГЭ

Накануне основного этапа сдачи ЕГЭ портал IQ.hse.ru публикует обзор онлайн-курсов, которые помогут школьникам подтянуть знания. Это репетиторские сервисы, сайты с видеолекциями и уроками, интерактивным обучением и общением в формате «вопрос - ответ». Среди авторов исследования – директор Центра социально-экономического развития школы Института образования Сергей Косарецкий.
 

В рамках исследования «Онлайн-ресурсы для самообразования российских школьников» НИУ ВШЭ представил карту российского онлайн-образования – «путеводитель» по онлайн-сервисам с характеристиками каждого из выделенных типов.

Классификация сформирована на основе индекса образовательных стартапов EdIndex (собранный Edutainme онлайн-каталог с более чем сотней подобных российских инициатив) и учитывает специфику российского рынка электронных ресурсов. Основной принцип разделения − преобладание той или иной функции.

Типология онлайн-ресурсов для самообразования

Ресурсы, ориентированные на получение и анализ информации:

Ресурсы, ориентированные на коммуникацию и совместную работу:

  • социальные платформы для обучения имеют функции соцсетей, позволяющих совместно работать над проектами и общаться на учебные темы. За рубежом это Lore, Busuu, Open Study, DIY, в России − ГлобалЛаб, I2istudy, Naplotu, Learnee;
  • вопросно-ответные сервисы позволяют найти ответы на конкретные вопросы. Зарубежные кейсы − Quora, Stack Exchange, отечественные − TheQuestion, Школьные знания;
  • платформы для тьюторинга помогают найти репетитора и пройти урок прямо в сети (браузерный сервис или по Skype). Зарубежный пример − Lingvist, российские − Preply, Skyeng, Teachbase, Tutorion, Дистанционный репетитор.

Ресурсы, которые подразумевают максимальную интерактивность и творчество:

  • интерактивные учебники и тренажеры представлены ресурсами Knewton, TenMarks; в России действуют Uchi.ru, BitClass, Якласс;
  • видеоигры и симуляторы, работающие в РФ, − InBrain, InCell, N-O-C-H, Лабукап.

Cервисы для обучения разным предметам, подготовки к экзаменам или развития некогнитивных навыков:

  • предметные сервисы дают материалы по школьным дисциплинам. Эта номинация представлена в России сервисами 01Math, ClearMath, Мат-решка, Русский язык. Образование по-новому, Твоя история, Право для школьников. Российские примеры ресурсов по иностранным языкам − LinguaLeo, Easy Ten, сервисов по развитию некогнитивных навыков (внимания, логики, лидерских качеств) − BoostBrain, Brainify.
  • ресурсы для подготовки к экзаменам − онлайн-курсы, сервисы и приложения для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Среди российских кейсов это Examer, Maximum, Quentin, Sibege, Smart Fox, YouClever.

Исследование было проведено Институтом образования НИУ ВШЭ и Edutainme в 2015 году. В картировании российского рынка электронных образовательных сервисов для подростков участвовали Сергей Косарецкий, издатель Edutainme − интернет-журнала и исследовательской лаборатории, изучающей новые технологии в образовании, Владимир Синельников, главный редактор Наталья Чеботарь и редактор этого ресурса Александра Милякина.

При составлении «карты» онлайн-курсов были опрошены сотрудники восьми известных российских образовательных онлайн-проектов, включая Лекториум, NewTutor «Дистанционный репетитор», Novisse, 01Math, Sibege, Maximum Education.

У репетиторских сервисов немало альтернатив

Около 85% подростков в возрасте от 12 до 17 лет используют интернет для учебы, свидетельствуют данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ за 2013 год. Это немного уступает доле школьников, использующих сеть для развлечений (89%).

Тем не менее, поиск ресурсов, связанных со школьной программой, и материалов для саморазвития, стал одним из ведущих типов активности молодежи в интернете. При этом и сама специфика онлайн-ресурсов обусловливает их высокую доступность для школьников в регионах и детей из малообеспеченных семей (прежде всего в бесплатном сегменте). Так, доля региональных пользователей, по данным опрошенных экспертов, может доходить до 60%.

В то же время, уровень информированности потребителей о качестве предложений на рынке онлайн-образования и практике их применения оставляет желать лучшего. Площадки для знакомства и обратной связи, по сути, отсутствуют. А «ЕГЭ-ориентированное образование» определяет и отношение родителей к таким ресурсам. «Предпочтение отдается репетиторским сервисам, дети недостаточно информируются о возможностях других сервисов и недостаточно мотивируются к их использованию», − подчеркнули авторы исследования.

Российский рынок онлайн-образования для школьников представляет солидный спектр предложений и динамично развивается, но пока несравним с мировым по масштабу и качеству. Его отличают ориентация на внутренний рынок и преобладание коммерческих предложений над некоммерческими, считают эксперты.

Ведущие форматы − платные онлайн-курсы и платформы для тьюторства. Наиболее популярны проекты для подготовки к экзаменам, изучения английского языка, математики и программирования. И, напротив, слабо представлены сервисы для обучения гуманитарным дисциплинам, формирования некогнитивных навыков, форматы, реализующие принципы персонализации (адаптивности) и геймификации.

В идеале нужно создать «эталонную открытую электронную школу со свободным контентом как для школьников, так и для учителей», заключили эксперты.

 

***** 


Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков "Доказательная образовательная политика" и "Измерения в психологии и образовании".

Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Иногородним студентам предоставляется общежитие. Уже осенью этого года каждый студент сможет получить работу в одном из подразделений Института.

Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием, а также для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Подробнее тут.