• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Делимся результатами исследований с зарубежными коллегами, изучаем опыт

В Университете Гонконга 27-28 мая прошла IV Международная конференция исследователей высшего образования (The 4th Conference of Higher Education Research Association), участником которой стал ведущий научный сотрудник Института образования, исполнительный директор международного консорциума SERU Игорь Чириков. Он выступил с докладом «Влияние проекта повышения глобальной конкурентоспособности (5-100) на структурные трансформации в российских вузах», представив результаты исследования структурных изменений в российских вузах – участниках Проекта "5-100". 

Игорь поделился своими яркими впечатлениями о поездке, рассказал о пяти наиболее "горячих" исследованиях высшего образования в Азии. Вот что он рассказал:

«Бутиковая конференция исследователей высшего образования была организована Университетом Гонконга (The University of Hong Kong, HKU). В самом HKU не только собрана лучшая команда исследователей высшего образования в Азии, но и создана прекрасная инфраструктура для обмена идеями и професcионального сотрудничества в этой сфере. Конференция проходила под эгидой относительно новой ассоциации, организованной для объединения азиатских исследователей в этой области, – Higher Education Research Association. Ниже пять тем, которые, как мне показалось, вызвали наиболее оживленные дискуссии.

1. Как университетам из развивающихся стран, стремящихся войти в глобальную элиту (сформированную, преимущественно, американскими и британскими университетами), преодолеть "стеклянный потолок". Речь идет о том, что формула университета мирового класса Салми (концентрация талантов+достаточные ресурсы+управление) не совсем работает при переходе от просто хороших университетов к лучшим. Одних денежных вливаний в университеты, даже таких серьезных, как в Китае, недостаточно. От имитации модели американского исследовательского университета на этом этапе нужно переходить к поиску оригинальных стратегий и решений. Китайские коллеги обсуждали в связи с этим идентичность азиатских университетов и возможности создания "конфуцианского" университета.

2. Непредвиденные последствия программ повышения конкурентоспособности и assesmment based funding. В целом ряде азиатских стран (Китай, Корея, Япония) реализуются программы, аналогичные нашей "5-100". Обсуждалось (в том числе в моем докладе), как такие программы влияют на систему высшего образования в целом (растет дифференциация и поляризация вузов), структуры университетов (увеличивается параллелизм, имитация и гейминг), поиск баланса между включением в глобальные процессы и "образовательного суверенитета" (особенно применительно к Китаю и Японии). По этой теме мы с коллегами из Университета Гонконга и Университета Хиросимы пишем совместную статью.

3. Формирование образовательных хабов и конкуренция, которая возникает в сфере привлечения иностранных студентов. На создание образовательных хабов в регионе претендуют Сингапур, Китай, Корея, Япония, Малайзия; во всех странах есть специальные государственные программы привлечения иностранных студентов. Обсуждались как макро-сюжеты, связанные с реализацией этих программ, так и микро-сюжеты об адаптации иностранных студентов и их траекториях.

4. Довольно объемно представлены сюжеты с трансформацией академических профессий в разных странах − во многом благодаря проекту Changing Academic Profession, в котором, благодаря Вышке, участвует и Россия. Проблемы очень похожи на наши: невысокие зарплаты, большая административная нагрузка, publish or perish.

5. Проблематика employability получает свое развитие. И хотя по-прежнему трудоустройство и зарплата обсуждаются в качестве основных прокси хорошей работы университетов, но, по мере перехода к массовому высшему образования, такие прокси утрачивают смысл (если большинство молодых людей идут в вузы, то сложно ожидать от вузов, что они решат проблему безработицы или мисмэтча на рынке труда). От employability переходят к professional relevance и подготовке выпускников к смене сфер деятельности, soft skills и т.п.»