• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заключительный в этом сезоне семинар цикла «Современное детство: теория и практика»


В рамках семинара «Школа: инструкция по применению» сотрудники Института образования 2 июня провели на площадке МГППУ необычную игру, в которую с радостью погрузились учителя, студенты, директора школ и просто интересующихся современной педагогикой и психологией.

Современное российское школьное образование часто критикуется. Есть мнение, что раньше учили лучше, отношения между учителем и учеником были теплее, учащиеся больше дружили. Связано ли это с педагогической традицией и технологией, или поменялись сами субъекты образовательного процесса? Участникам семинара было предложено представить себя на месте человека (не обязательно педагога), выбирающего педагогическую позицию. Оказаться в пространстве конфликтующих представлений о соотношении в образовании индивидуального и массового, современного и архаичного, эффективного и неэффективного. Попытаться понять эклектичное устройство педагогического сознания. Как оно формируется? Как с ним работать?

За два часа в аудитории участники семинара разыграли целый спектакль о взаимонепонимании учеников и учителей, успев поспорить о подходах к привлечению инвестиций в школу, поделиться своими идеями о индивидуализации в образовании и сделать много других интересных вещей. Предложенная ведущими авантюра, что в образовании существует только три движения мысли – от Каменского, от Макаренко и «проектно-коммуникативная» (явление последних 10 лет, связанное с распространением MOOCs, Digital-education), вызвала живой отклик у аудитории.

Создатели игры планируют и дальше работать в этом направлении и осенью этого года провести на базе Института образования открытый семинар-погружение с управленческими кейсами в образовании. 

Главным итогом прошедшей встречи стал поставленный ведущими и участниками вопрос о том, что школьник может дать учителю, вне зависимости от педагогической системы. Взрослые одаривают детей всем на свете, но ребенок не может сделать настоящего подарка. Родитель, учитель лишь изображают радость. Эта ситуация гуманного неравенства является одной из парадоксальных в устройстве школы и требует изучения и осмысления. 

Присутствующие были целиком и искренне увлечены происходящим действом. Организаторы семинара были рады видеть столько заинтересованных лиц.

Напомним, что семинары цикла «Современное детство: теория и практика» проводятся Институтом образования НИУ ВШЭ совместно с Московским городским психолого-педагогическим университетом. Целью проекта является привлечение профессиональной аудитории и молодых ученых к обсуждению проблем развития и обучения современных детей и подростков.  

Руководители проекта: И. Фрумин (НИУ ВШЭ), В. Рубцов (МГППУ), А. Марголис (МГППУ).

Научный руководитель проекта: К. Поливанова (НИУ ВШЭ).