• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Четыре выпускника магистратуры ВШЭ взялись за изменение отдельно взятой школы

Директор и три заместителя директора школы № 777 Рязанского района Москвы в 2016 году окончили магистерскую программу «Управление образованием». Они пришли на программу независимо друг от друга из разных школ и даже городов, а во время учебы объединились в одну команду. Сегодня они используют в работе полученные в университете знания и продолжают с ним сотрудничать в рамках совместных образовательных проектов.

История управленческой команды школы № 777 началась осенью 2013 года, когда Елена Савина, в то время директор одной из школ района Марьино, пошла учиться в Институт образования ВШЭ на магистерскую программу «Управление образованием», рассчитанную на школьных управленцев. Свой выбор она объясняет не только интересом к учебе, но и опытом сотрудничества с Вышкой — ее школа входила в так называемую «Некрасовскую республику», сетевое объединение школ на юго-востоке Москвы под патронажем ВШЭ.

Весной 2014 года, незадолго до окончания первого курса, Елене Савиной предложили возглавить другую школу в том же Юго-Восточном административном округе Москвы — № 777. Большая школа — детище московской образовательной реформы — не так давно сформировалась путем объединения четырех школ и трех детских садов Рязанского района, расположенных в одиннадцати зданиях. Она считалась «сложной», результаты выпускников оставляли желать лучшего, за полтора года там сменились четыре директора.

Подбор персонала

Елена Александровна не стала забирать управленческую команду со своего прежнего места работы и начала присматриваться к своим однокурсникам. «Кто за чем на программу пришел, а я за кадрами!» — вспоминает она. Возможностей увидеть коллег в деле было немало — магистранты не только посещали лекции и семинары, но и «ходили в поле»: разрабатывали проекты объединения для разных школ Москвы.

В результате выбор пал на трех человек, умеющих и любящих работать, с лучшей стороны проявивших себя и в теории, и на практике.

Михаил Лебедев, учитель химии лицея № 102 из Челябинска, стал заместителем по учебно-методической работе. Он переехал в Москву, хотя в его планы это не входило. В Челябинске он только что вселился с семьей в новую квартиру, а в Вышку поступил, чтобы поучиться у Анатолия Каспржака и Катерины Поливановой — их работами увлекался в студенческие и аспирантские годы («Управление образованием» — программа очно-заочная, с короткими сессиями, рассчитанная и на иногородних).

Мария Смирнова, в прошлом замдиректора частной московской школы, работала учителем начальных классов. В московском педагогическом сообществе она известна как специалист по информатизации образования, автор ресурса «Начальная школа — детям, родителям, учителям», член сообщества сертифицированных учителей Google в России. Её назначили заместителем по информатизации образовательного процесса.

Кто за чем на программу пришел, а я за кадрами!

Елена Назарова в свое время была и.о. директора элитной прогимназии на юго-западе Москвы, позже присоединенной к большому образовательному комплексу. Она стала заместителем по организационно-педагогической работе.

И команда управленцев приступила к работе. Поначалу 777-ю приводили в порядок, разгребая завалы в прямом и переносном смысле — вывозили мусор из подвалов зданий, отвечали на судебные иски за невыполненные предписания Роспотребнадзора, наводили порядок в рабочих программах и в расписании уроков, чтобы учителям не приходилось за 10-минутную перемену перебегать из одного здания в другое. В кратчайшие сроки была написана программа развития школы до 2017 года (как это делать — учили в магистратуре), и ее основная задача — создание школы ступеней — на сегодняшний день выполнена. Начальная школа полностью занимает первое здание и часть второго, где также обустроились 5–7 классы, третье здание целиком отдано 57 классам, четвертое — 811.

Магистерские диссертации

Каждый выпускник на своем рабочем месте стал заниматься в том числе проблематикой, которую отразил в магистерской диссертации.

Елена Савина (научный руководитель — руководитель магистерской программы Анатолий Каспржак) писала диссертацию об оценке результативности деятельности школ на примере Москвы, предлагая механизмы привлечения к этой оценке основных стейкхолдеров школьного образования — педагогов, родителей и детей. Так в 777-й регулярной стала практика социологических опросов и мониторингов всех названых сторон с последующим анализом результатов, управленческими действиями и повторных опросов о том, что изменилось.

Михаил Лебедев под руководством Катерины Поливановой писал работу о занятости детей за пределами школы, изучая «дефициты» на примере Рязанского района: каких кружков и секций не хватает детям, куда и зачем они ходят на занятия, где проводят «неструктурированный» досуг (игры на площадках, катание на велосипеде и др.). И все это опять же на научной основе — на выборке из 28 классов основной и старшей школы. Удалось выяснить, например, что если ребенок посещает хотя бы один кружок постоянно, то наблюдается статистически значимый скачок успеваемости.

Мария Смирнова также под руководством Анатолия Каспржака писала работу об информатизации школы, в 777-й она занялась созданием информационно-образовательной среды — от разработки технологии интернет-опросов до организации взаимодействия в виртуальном пространстве сотрудников, родителей и детей. В информационно-образовательной среде, созданной на платформе Google Apps for Education, учителя, например, обсуждают и совместно редактируют внутришкольные документы. В одном актовом зале весь коллектив школы не уместится, а, например, положение об оплате труда невозможно утвердить, пока оно не изучено всем коллективом.

Ресурсы и возможности школьной информационно-образовательной среды используются и на уроках — их иногда проводят по принципу «один ученик — один компьютер», применяется технология смешанного обучения, «перевернутого класса», когда новый материал дети изучают самостоятельно, а в классе обсуждают его с учителем. В 777-й стали проводить занятия по IT для учителей и управленцев других школ Москвы.

У Елены Назаровой в рамках диссертации было разработано руководство по подбору педагогических кадров. Ее научным руководителем был Кирилл Митрофанов, изучающий проблемы молодых специалистов, их «внедрение» в коллектив, реализацию профессионального стандарта педагога и другие подобные вопросы. Подбор персонала в 777-й был поставлен на научную основу — за два года коллектив усилили новыми опытными педагогами.

Чем поможет Вышка

Было бы преувеличением утверждать, что все знания, полученные на магистерской программе, управленческая команда сразу же применяет на практике. В управлении школой нужен индивидуальный подход, считает Елена Савина: «Подходы, «работающие» в одной школе, могут не сработать в другой. Управлять нужно на основании данных, с учетом контекстных условий».

В то же время в магистерской программе были сугубо прикладные курсы, когда знания тут же можно использовать на практике. Например, Юрий Ээльмаа, ныне заместитель директора «Артека», читал курс об информационной культуре и управлении с помощью информационных систем — удобном, быстром и многогранном инструменте школьного управленца. А в курсе Виталия Матвеева по образовательному праву рассматривались «подводные камни» найма учителя на работу. «С удивлением узнала, что если специалиста, приславшего резюме, не берешь на работу или увольняешь после испытательного срока, нужно подтвердить его несоответствие по ряду позиций из профессионального стандарта и должностной инструкции», — говорит Елена Назарова.

Свою школу управленческая команда хочет сделать для начала пусть не лидером рейтингов, но как минимум социокультурным центром района

«Нам раскрывали глаза на, казалось бы, очевидные проблемы, — вспоминает Михаил Лебедев. — Например, курс образовательной статистики читал Гордей Ястребов, объяснявший смысл такого понятия, как средний балл ЕГЭ (два–три года назад он еще считался важным показателем эффективности школ и использовался даже при аккредитации). Если у одного ученика 100 баллов, а у другого — 0, средний балл — 50, и он ни о чем не говорит. Точно так же, если один человек съел курицу, а второй остался голодным, нельзя утверждать, что они съели в среднем по полкурицы!»

В 777-й управленческая команда ставит перед собой задачу не просто, как принято говорить в таких случаях, «улучшить образовательные результаты», а поменять среду. Сделать так, чтобы у детей выросла мотивация к учебе, чтобы вырос уровень их культуры и чтобы, если удастся поступить в ведущий вуз, они в этом вузе успешно учились, а не «вылетели» после первой сессии. И если улучшение результатов учебы — процесс длительный, то, например, во внеурочной деятельности революция в 777-й произошла очень быстро: ее ученики вошли в число лидеров столичного проекта «Музеи, парки, усадьбы», когда дети с учителями посещают столичные достопримечательности, а потом участвуют в олимпиаде, выполняя задания на знание каждого объекта.

Перспективы

Команда выпускников продолжает сотрудничество с Вышкой. На сегодняшний день 777-я школа входит в Университетско-школьный кластер ВШЭ, Консорциум школ-лабораторий, учителя участвуют в разных программах повышения квалификации, организованных ВШЭ, а с нового учебного года здесь открываются классы распределенного лицея.

Участие в этом проекте для 777-й — ключевой вопрос собственного позиционирования в Юго-Восточном округе. Администрация школы создает условия для получения качественного образования с перспективой дальнейшего обучения в Вышке или других ведущих вузах. У соседних школ подобных проектов нет, так что конкурентное преимущество налицо. Два профиля распределенного лицея — социально-экономический, математики и информатики — решили открыть в здании с лучшей транспортной доступностью, ближе всего расположенном к метро. Один папа помог с рекламой в маршрутках — о распределенном лицее узнали по всему Юго-восточному округу, в 777-ю пошел талантливый абитуриент, до конца июня продолжаются вступительные испытания.

В дальнейшей перспективе — открытие политехнических классов (возможно, при поддержке Бауманки) и полный переход на индивидуальные учебные планы, как в лицее ВШЭ, пока они апробируются лишь в отдельных классах. Свою школу управленческая команда хочет сделать для начала пусть не лидером рейтингов, но как минимум социокультурным центром района. Как сказала в ролике выпускников программы «Управление образованием» Мария Смирнова, «Вышка научила не только мечтать о невозможном, но и реализовывать эти мечты». А Елена Назарова добавила: «Я перешла на работу в школу, которой еще предстоит сказать свое важное слово в системе образования».