• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Успехи учеников зависят от директора школы

Дети лучше учатся в школах, директора которых сосредоточены на педагогике и внутренних правилах учреждения, а не на исполнении внешних предписаний.

Успехи учеников зависят от директора школы

Авторы исследования:

Надежда Бысик, научный сотрудник Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ.
Наталья Исаева, младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ.

На успеваемость учеников школ, среди множества факторов, влияют и управленческие установки директоров. У руководителей школ с высокими достижениями детей в приоритете оказываются решение внутренних задач и развитие педагогических практик. В более слабых учебных заведениях администрация чаще придерживается внешних предписаний и уделяет больше внимания материально-техническим и финансовым вопросам, выяснили Надежда Бысик, Наталья Исаева, Екатерина Куксо под научным руководством Анатолия Каспржака в Центре развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ.

При этом ориентация школ «вовнутрь» помогает им «победить» даже сложные социальные обстоятельства работы, отметили ученые в докладе «Лидерские практики директоров российских школ как фактор академической успешности их учеников в различных социальных контекстах».

Исследование, проведенное Центром развития лидерства в образовании, охватило шесть регионов (Красноярский край, Калининградская область, Республика Чувашия, Республика Саха, Ямало-Ненецкий АО и Ярославская область). Анкету директора заполнили 377 респондентов. Им предложили 30 кейсов из управленческой практики. В большинстве случаев нужно было выбрать один из двух вариантов. Эти варианты свидетельствовали о внешней или внутренней ориентации организации, фокусировке на людях или на задачах, акценте на качестве преподавания в школе или на материальной инфраструктуре и пр.

Кейсовые ситуации и вопросы по практикам педагогики стали зависимыми переменными. В роли независимых переменных выступили данные о социоэкономическом статусе школы, данные об образовательных результатах учащихся, а также индекс социального благополучия школы (ИСБ), разработанный в Институте образования НИУ ВШЭ. ИСБ включает такие показатели, как доля семей, где оба родителя имеют высшее образование, доля семей, где работают оба родителя, доля полных семей, доля детей, состоящих на различных формах учета и пр.

Успешные школы - «интровертны»

Факторов успешности школы, которая измеряется образовательными достижениями учеников, немало. Среди них — способности детей и действия учителей, социально-экономический статус и культурный капитал семей учащихся, а также климат в школе и классе, который либо мотивирует к учебе, либо, наоборот, расхолаживает. Этот климат во многом создает директор школы. Формируемые им приоритеты работы учреждения могут поднять успеваемость даже в школах с низким ИСБ. Такие школы, добившиеся хороших результатов вопреки плохим условиям, называют резильентными. Эксперты выяснили рецепт их успеха.

Резильентные школы отличаются от организаций, находящихся в похожих условиях, но при этом неуспешных, внутренне ориентированными практиками директоров (таб.1). О степени обращенности «вовнутрь» говорит доля ответов «b» — у резильентных школ она явно выше. По первым двум вопросам доля этих ответов различается у двух групп школ почти вдвое (77% у резильентных школ против 41% у других; 43% против 24% соответственно).  

Таблица 1. Резильентные и другие школы в сложных обстоятельствах. Ответы на вопросы, в %.

Вопрос

Резильентные школы

Другие школы в сложных социальных контекстах

Вопрос 1. (доля ответов b). Орган управления образованием (ОУО) предлагает школе перейти на новую образовательную программу начальной школы, обещая поддержку. Но в школе уже реализуется программа развивающего обучения:a. Вы предпочтете сменить программу, чтобы привлечь в школу дополнительные средства. b. Оставите прежнюю программу, отказавшись от возможности привлечь дополнительные средства, но сохранив авторскую методику.

77%

41%

Вопрос 2. (доля ответов b). В школе реализуется система развивающего обучения Л.В. Занкова, у методического объединения много наработок. Но, согласно приказу Министерства образования, эта система не включена в список рекомендуемых.a. Вы перейдете на систему, которая рекомендована Министерством. b. Пойдете навстречу методическому объединению и оставите систему Занкова.

43%

24%

Вопрос 3. (доля ответов b). Вышестоящий орган рекомендовал модель оценки учителей для выплаты стимулирующих надбавок на основе мониторинга образования. Но в Вашей школе уже несколько лет успешно функционирует другая модель – на основе оценки попечительского совета.a. Вы используете предлагаемую модель. b.  Оставите свою модель.

93%

76%

Вопрос 4. (доля положит. ответов). В какой степени нижеследующее ограничивает эффективность Вашей директорской деятельности в школе? Отсутствие учителей или недостаточный уровень их квалификации(Ответы: нет, нисколько; очень незначительно; в некоторой степени; очень)

38%

60%

Источник: доклад Н.Бысик, Н.Исаевой, Е.Куксо.

Сильные школы ориентированы на педагогику

Исследователи также рассмотрели, какие лидерские практики характерны для директоров школ, показывающих высокие образовательные результаты вне зависимости от социального контекста.

Руководство школ, которые отличаются высокими достижениями детей, больше следует своим убеждениям и максимальное внимание уделяет педагогическим практикам. Они чаще оставляют свои программы обучения и поддерживают разработку инновационных методов при работе с одаренными детьми, а также стараются сохранить свою модель оценки учителей для выплаты надбавок.

Директора сильных школ чаще своих коллег из других групп проверяли отчеты по поводу школьных дел и решали проблемы с расписанием занятий в школе.

Таким образом, школам с более высокими академическими результатами учеников свойственны «интровертность» и педагогическое лидерство. Более слабые школы чаще следуют формальным предписаниям и уделяют главное внимание материальной инфраструктуре. Кроме того, с ростом эффективности деятельности школы директора начинают предъявлять большие требования к учителям и родителям, резюмировали эксперты.

 

***** 


"Управление образованием" - очно-заочная магистерская программа для директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием. Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017 г.

А также очно-заочные программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы; очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Подробнее тут.