• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

О перспективах развития культурсоциологии образования – с трибуны конференции в Йельском университете

 

В конце апреля в Нью-Хейвене, США, состоялась ежегодная Весенняя конференция, организованная факультетом социологии и Центром культурсоциологии Йельского университета. Одна из секций конференции была посвящена новой, формирующейся при активном участии Центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования Вышки субдисциплине “культурсоциология образования”. О перспективах ее развития на конференции рассказал директор Центра Дмитрий Куракин.

Культурсоциология образования нацелена на построение таких объяснений явлений и процессов в сфере образования, в которых смыслам действий и культурным категориям принадлежит не декоративная, а ключевая, решающая роль. Культурсоциология образования бросает вызов сложившемуся доминированию экономически-ориентированных объяснительных моделей в исследованиях образования и стремится вывести из тени сложно устроенные сети смыслов и культурных образцов, которые играют все возрастающую роль в том, как современные люди принимают образовательные и карьерные решения и формируют жизненные траектории.

Программный доклад директора Центра культурсоциологии и антропологии образования Дмитрия Куракина был посвящен перспективным стратегиям развития культурсоциологии образования и кейсам, иллюстрирующим эти стратегии. Понятия «культура» и «образование» являются родственными и этимологически, и содержательно; фактически на протяжении длительного времени эти слова означали почти одно и то же. Социология в период своего формирования также распознавала культуру и образование как ключевые и тесно связанные между собой проблемы. Однако последующая история социологии развела эти понятия, равно как и соответствующие проблемные области.

Исследования культуры пережили качественный расцвет во второй половине XX века, в первую очередь, в области теории. В социологии образования в последние десятилетия XX века существенно возросло число эмпирических исследований, а также усилилась методологическая база, однако в части социологической теории эта область знания остается сравнительно бедной. Очевидной стратегией построения культурно-ориентированной программы в этих условиях становится реинтеграция ресурсов культурной теории в сферу исследований образования. Представленные кейсы, иллюстрирующие предложенную стратегию, были посвящены часто игнорируемой, но при этом основополагающей роли ритуалов и коллективных механизмов социализации в средней школе, а также исследованию неутилитарных основ притягательности университетов в современном мире.

Тимоти Мелакарне из колледжа Моунт Холиок представил выполненное в соавторстве с Дмитрием Куракиным эмпирическое исследование, посвященное анализу смыслообразования и принятия решений в области выбора профессии. Исследование было сделано на материале лонгитюдного панельного исследования «Траектории в образовании и профессии», проводящегося в Институте образования с 2009 года. С опорой на техники сетевого анализа было показано, что смысловые комплексы, которыми оперируют абитуриенты и студенты, выбирая профессию, ориентированы отнюдь не только на благосостояние, как предполагает большинство существующих моделей принятия образовательно-карьерных решений. Более того, прагматически-ориентированные смысловые комплексы являются не только не единственными, но и не самыми связными, консистентными и определенными. В частности, этически-ориентированные смысловые кластеры, характерные для выбора таких профессий, как врач и военный, обнаруживают большую устойчивость во взаимосвязи своих компонентов. Что касается прагматически-ориентированных кластеров, то при  ближайшем рассмотрении они распадаются на альтернативные стратегии, к примеру, высокорисковые и консервативные.

Характерно, что кластеры смыслов выбора профессий актуализированы гораздо более отчетливо в подвыборке «академического трека», нежели «средне-профессионального трека». Это означает, что школьники, изначально ориентированные на получение высшего образования, существенно лучше определились с приоритетами и имеют более внятно простроенную картину будущего, чем их сверстники из техникумов и колледжей. В настоящее время соавторы заканчивают работу над статьей по материалам исследования, а соответствующий доклад был принят в программу конгресса Американской социологической ассоциации, который состоится в августе этого года в Сиэтле, США.

Помимо прочего, прошедшая секция позволила продемонстрировать развивающийся проект культурсоциологии образования перед весьма репрезентативным сообществом культурсоциологов, представляющих не только Йельский университет, но и ряд других мировых исследовательских центров. По итогам обсуждения Дмитрий Куракин получил от редколлегии журнала American Journal of Cultural Sociology предложение стать редактором спецвыпуска этого журнала, посвященного культурсоциологии образования. Этот спецвыпуск может стать важным шагом на пути развития и позиционирования культурсоциологии образования в мировой социологии. Помимо этого, коллектив Центра культурсоциологии и антропологии образования в настоящее время работает над подготовкой международной конференции по культурсоциологии образования, которая пройдет в Институте образования в Москве в декабре 2016 года.