Какие шансы на успех имеет ребенок из неблагополучной семьи
Среди обычных школ есть заведения, которые дают детям из неблагополучных семей качественное образование и преимущества в знаниях при поступлении в вуз.
АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
В России есть школы, которые показывают высокие образовательные результаты даже при условии, что основной контингент учащихся в них составляют дети из неблагополучных семей. Это так называемые резильентные школы. У них нет специального финансирования, они не занимаются отбором учеников и по внешним признакам ничем не отличаются от обычной школы.
Тем не менее дети из неблагополучных семей, обучающиеся в резильентных школах, имеют высокие шансы на поступление в вузы, следует из исследования Марины Пинской, Татьяны Хавенсон и аналитика Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ Натальи Козиной. Феномен резильентной школы рассмотрен в их докладе «Билет на ковчег, или В каких школах учатся резильентные ученики».
Неблагополучные, но успешные
Резильентные (от англ. resilient — «живучий, устойчивый, несгибаемый») школы входят в 25% школ, которые обучают самых неблагополучных по семейному бэкграунду учеников. Одновременно они числятся среди 25% школ с наилучшими образовательными достижениями.
Из 1270 школ, которые фигурируют в выборке исследования*, таких школ оказалось 38, то есть 3%. Чтобы проанализировать суть феномена резильентности учебных заведений, исследователи выделили четыре группы школ:
- с низким ИСБ (индекс социального благополучия школы) и низкими образовательными результатами;
- с низким ИСБ и высокими результатами (это и есть резильентные школы);
- с высоким ИСБ и низкими результатами;
- с высоким ИСБ и высокими результатами.
Индекс социального благополучия школы демонстрирует социально-экономические характеристики ее учеников. Он строится на таких параметрах, как доля учеников из семей с высшим образованием, доля детей безработных родителей, доля ребят, состоящих на разных формах учета, доля детей с неродным русским языком.
Выяснилось, что по достижениям — средним баллам ЕГЭ по русскому языку и математике резильентные школы лишь немного отстают от школ, «приятных во всех отношениях». При этом выпускники резильентных школ чаще поступают в вузы, чем дети из неблагополучных семей, обучающиеся в школах первой группы.
Рисунок 1. Резильентные школы: контингент и достижения.
Источник: исследование М. Пинской, Т. Хавенсон, Т. Чиркиной и Н. Козиной.
Загадочный феномен резильентной школы
Исследователи попытались прояснить, в чем секрет успеха резильентной школы, что оказалось не так просто. Высокие результаты могут быть достигнуты с помощью материальной поддержки. Однако резильентные школы, как выяснилось, по этим объемам — отнюдь не лидеры. По размеру зарплат учителей и внешних «инвестиций» в разные направления изучаемая группа отстает не только от самых благополучных школ (группа 4), но и от школ с высоким ИСБ и слабой успеваемостью (группа 3).
Тогда можно было бы предположить, что в резильентных школах собрались необычные, предрасположенные к успеху дети. Но и эта гипотеза не оправдалась. Так, о сознательном выборе родителями таких школ говорить не приходится. В них приходят дети, живущие «в шаговой доступности».
Сами резильентные школы также не отбирают учеников и переводят в 10-й класс почти всех желающих.
Таким образом, остается вопрос, за счет чего дети добиваются высоких результатов.
Они фокусируются на достижениях
Получается, что источник резильентности находится внутри самой школы, а не вне ее, пришли к выводу исследователи. Руководители резильентных школ, по результатам опросов, считают главным конкурентным преимуществом своего учреждения высокие баллы ЕГЭ выпускников. Они активнее коллег из других школ выбирают и ответ о достижениях учеников в олимпиадах и конкурсах. Таким образом, директора резильентных школ акцентируют внимание на высоких результатах учеников.
Также резильентные школы активнее других формируют концентрированную образовательную среду. По мнению директоров резильентных школ, для родителей крайне важны разнообразные программы профильного обучения. Это логично, поскольку речь идет о семьях без существенного образовательного и экономического ресурса, которые могут «вложиться в результаты ЕГЭ лишь минимально».
Опции детей расширяет и дополнительное образование — еще один значимый пункт, которому резильентная школа уделяет внимание. Иными словами, подчеркнули эксперты, для резильентных школ важнее, чем для «образцовых», создать все условия для успешного обучения.
Рисунок 2. Образовательная политика резильентных школ.
Источник: тот же.
Образовательный шанс важно использовать
Исследователи проследили траектории детей из резильентных школ. С переходом в старшую школу явно действует социальный лифт. В 10-й класс в резильентных школах попадает больше детей, чем в полностью неблагополучных школах и в школах с «беспроблемными» детьми и низкими результатами.
Но от школ-флагманов изучаемая группа школ все же отстает.
Эта пробуксовка еще более заметна на стадии зачисления в вуз: социальный лифт для детей из резильентных школ приостанавливается. В университеты из таких школ, как уже говорилось выше, поступают больше детей, чем из школ первой группы, но меньше, чем из школ для благополучных детей, причем как с хорошими, так и с плохими результатами. «Дети из семей со сложным социально-экономическим положением получили шансы, но мы пока не видим, как они их используют, — пояснили ученые. — Через продолжение академической траектории они их используют не всегда». Таким образом, резильентные школы позволяют сгладить неравенство, но лишь частично.
Рисунок 3. Образовательные траектории выпускников.
Источник: тот же.
*Исследование опирается на данные Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ 2015 года (проводится совместно с Левада-центром; опрошены 1270 директоров школ в Москве и 8 Федеральных округах) и лонгитюдного исследования Высшей школы экономики «Траектории в образовании и профессии». Еще один источник данных — международный мониторинг качества математического и естественнонаучного образования в школах, TIMSS (2011 год; российская выборка составила 4893 ученика из 210 школ).
***
Очно-заочные магистерские программы Института образования ВШЭ:
- для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы:
"Информационные ресурсы исторической науки"
"Политические вызовы современности"
"Филологическая герменевтика школьной словесности"
- для директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием:
"Управление образованием"
- для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования:
"Управление в высшем образовании"
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2016 г.
(бюджетные места)
Подробности тут.
См. также:
Дети богатых родителей лучше учатся в школе
Козина Наталья Сергеевна
Пинская Марина Александровна
Хавенсон Татьяна Евгеньевна