• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Наша новая зарубежная публикация

 

В коллективной монографии крупнейшего британского научного издательского дома «Routledge» "Философские и культурные интерпретации российской модернизации" (Philosophical and Cultural Interpretations of Russian Modernisationопубликована глава, написанная доцентом Департамента образовательных программ Института образования Еленой Мининой "Постсоциалистическое неолиберальное? Образовательная реформа в России как социально интерпретированный процесс" ("Post-Socialist Neoliberal? Education reform in Russia as a socially interpreted process").

Аннотация

Глава представляет критический обзор современных англосаксонских научных исследований трансформации образования в постсоветской России. Анализ показывает, что мейнстрим научных публикаций выполнен в рамках парадигмы глобальной конвергенции и транзитологии и характеризуется излишней структуралистской ориентацией, жестким телеологическим фокусом на переходе от постсоветского к неолиберальному менталитету, а также скрытой дихотомией между понятиями «формирование политики сверху-вниз» и «реализация политики снизу-вверх». В результате в современной академической мысли недостаточно концептуализированными остались аспекты образовательной политики как социально и культурно интерпретированного процесса. Показывая, что постсоветское российское общество находится в процессе переосмысления своей образовательной идентичности, автор призывает к альтернативным концептуализациям трансформации российского образования вне парадигмы транзитологии и с учетом социокультурного контекста.

Abstract

The article critically examines contemporary scholarly thought on post-Soviet educational change in Russia. It argues that, carried out within the framework of global convergence, scholarly inquiry into post-Soviet Russian education has been informed by a rigid teleological focus on the transition to a neoliberal mentality and overly reliant on the ‘top-down formulation/bottom-up implementation’ dichotomy. In incorporating the Russian condition into existing frameworks of global convergence, the literature has focused on the desirability of the neoliberal trajectory, measuring the progress of reforms in the direction from post-socialist towards neoliberal. Guided by a structuralist orientation, the literature has over-emphasised the ‘substantive’ aspects of reform policies, i.e. policy as practical implementation, and under-conceptualised educational policy as a socially interpreted phenomenon. The article goes on to argue that post-1991 Russian society has been engaged in a meaningful, though contentious, process of negotiating its national educational identity and calls for an alternative conceptualisations outside transition paradigms.