Что даст ребенку детский клуб
АВТОР ДОКЛАДА:
Детские клубы бывают разные. Часть из них занимается дополнительным образованием детей: обучением иностранным языкам, рисованию, танцам и пр. Другие клубы позволяют найти единомышленников по «неформальным» увлечениям, например, для занятий скейтбордингом, паркуром (преодоление препятствий — перил, парапетов и пр.), граффити. Такие контрасты в пределах одного формата вызывают вопросы у родителей. Их прояснил Борис Куприянов в статье «Роль и место клуба в дополнительном образовании детей» и других исследованиях (см. также Дополнительное образование переформатируется).
Что такое клуб
Как и у взрослых, детский клуб — это сообщество по интересам. Клубы относятся к сфере дополнительного образования, но, по сути, служат больше площадкой для общения. Обучение — не обязательный элемент таких занятий, в отличие от работы в других форматах (кружков, секций, студий, спортивных, художественных и музыкальных школ).
Клуб — это, скорее, подростковый, более свободный формат досуга. Клубная тематика нередко привносится самими тинейджерами. Они хотят видеть в дополнительном образовании «узнаваемые для себя явления». Так появляются сообщества, объединяющие любителей аниме, флешмобов, стрит воркаута (занятий на уличных спортплощадках: брусьях, шведских стенках, турниках).
Бывают клубы с более или менее профессиональной подготовкой (для юных музыкантов, авиамоделистов, моряков и пр.) и любительские клубы.
Плюсы клубов
Занятия в клубе имеют свои преимущества и недостатки. Времяпровождение там — это развитие и отдых одновременно. Такие площадки хороши тем, что обучение происходит без давления и напряжения. Предлагаемые занятия необременительны для подростков, у которых и так высокая нагрузка в школе.
Также занятия в клубе:
- учат общаться. В клубе подросток утверждает свой статус среди сверстников и учится решать проблемы взаимоотношений. Общение на равных с людьми, близкими по интересам, заполняет те коммуникативные лакуны, которые образуются в школе и во дворе. Одиночество в классе компенсируется дружбой и взаимопониманием в клубе. Полезны открытые объединения, чтобы «подростки могли прийти сюда просто так — не обязательно на занятия, а для того, чтобы... отпраздновать день рождения, послушать музыку», отметил Куприянов. Ясно, что «на выходе» такой клуб укрепляет уверенность подростка в себе и помогает ему встроиться в общество.
- помогают самопознанию. Подросток в клубах раскрывается: учится самоанализу, начинает осознавать свои сильные и слабые стороны. Ему бывает важна «помощь зала»: участники клуба формулируют проблему, обсуждают ее, находят решение. В «рутинных» обстоятельствах (в школе) такое не всегда возможно.
- поощряют активность. Кружки и другие развивающие занятия во многом построены на «монологах» преподавателей (руководитель учит, дети — перенимают навыки). В клубах же строится диалог, им присущ интерактив. Ключевое слова для клуба — «самодеятельность».
- позволяют учиться друг у друга. Активное общение в клубе сопровождается обменом знаниями и опытом. Любители граффити обсуждают новые мотивы своих работ, участники литературных клубов — опубликованные повести и стихи, спортсмены говорят о соревнованиях. Такие клубы — на основе хобби — напоминают сообщества филателистов, нумизматов и пр., в которых особенно ценится уровень осведомленности. Поэтому клуб может дать «прибавку» эрудиции.
- учат социальной ответственности. В клубах существует четко выраженная идеология общности. Им вообще присуща «социальность». Так, поощряется проявление социальной инициативы, «социальное проектирование»: выявление проблемы, ее решение, анализ всего, что предпринято. Вариантов общественно полезных дел много. Так, юные экологи занимаются посадкой деревьев. Участники танцевальных клубов обучают своему искусству сверстников-сирот. Все это учит самоорганизации и действиям в коллективе.
Минусы клубов
Несмотря на все плюсы, занятия в формате клуба подходят не всем. К минусам клубов можно отнести то, что они:
- не дают системных знаний. Целенаправленного образования в клубах нет. В этом свободном формате редко предусмотрены четкие образовательные программы. Поэтому он едва ли подходит для серьезного, «академического» изучения предметов и тем.
- не всегда позволяют достичь результата. Результат обучения — тот ключевой момент, который решительно разводит клубы и многие другие (более классические) форматы детского дополнительного образования. В этом плане клубы противоположны музыкальным, художественным и спортивным школам. Такие школы нацелены на результат. Ради этого необходимы репетиции, тренировки и демонстрация достижений детей. В идеале нужно приблизиться к эталонам исполнительского искусства, спортивного мастерства и пр. Для клубов же результат, напротив, совсем не обязателен — он может выражаться исключительно в эмоциях. «Эталонов» нет.
- работают стихийно. Занятия в клубе не всегда регулярны. Образовательные отношения очень либеральны. Если ребенка нужно дисциплинировать, лучше выбирать кружок или секцию. Клуб же, по сути, мыслится как «вспомогательная» институция. «Если у ребенка быстро сформируется интерес или потребность в образовательном пространстве, он перейдет в другой тип объединения», — говорится в статье.
- недолговечны. Цикл существования клуба, по подсчетам ряда экспертов, составляет три-четыре года. Маловато для стабильных занятий.
***
В 2016/2017 учебном году Институт образования ВШЭ планирует к реализации программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по следующим направлениям:
- стратегическое развитие образовательной организации,
- управление в образовании,
- проектирование образовательных программ,
- разработка тестовых материалов и формирование фондов оценочных средств,
- мониторинг системы образования и оценка качества образования,
- правовые и финансовые основы образовательной деятельности.
Подробнее тут.
***
См. также:
Дополнительное образование переформатируется
Занятия в кружках повышают самооценку школьников
Почему дети не ходят в кружки и секции
Кружки и секции уберегут подростков от алкоголя
Куприянов Б. В. Досуг школьников. Исследования// Директор школы. 2014. № 8Куприянов Б. В. Детские досуговые занятия двух поколений россиян: по результатам социологических исследований родителей обучающихся // Социологические исследования. 2015. № 11.
Куприянов Борис Викторович