• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Как среда в вузе влияет на честность студентов

Как среда в вузе влияет на честность студентов

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Наталья Малошонок, младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ.

Бесполезно ругать студентов за скачивание работ из интернета, списывание у соседа и шпаргалки на экзаменах, если в вузе такое мошенничество — в порядке вещей. Более того, им могут заразиться и отличники. Остановить «эпидемию» недобросовестности непросто: если обман студента увенчался успехом, он, скорее всего, будет хитрить и дальше, выяснила Наталья Малошонок.

Результаты опроса 3717 студентов из восьми вузов разных регионов РФ, обучающихся экономике и менеджменту, подтвердили и другой печальный факт: плагиат и использование учащимися чужих работ, сделанных «на заказ», вполне привычно для высшей школы.

Так, в среднем по вузам 35% будущих экономистов и 34% будущих менеджеров отметили распространенность на своем факультете скачивания работ из интернета. Знают о покупке рефератов и курсовых однокурсниками 25% «экономистов» и 28% «менеджеров». Еще 16% будущих экономистов и 17% будущих менеджеров считают, что с помощью списывания можно сдать большинство экзаменов на факультете.

Студенты по-разному вовлечены в учебу

Характеристики честности образовательной среды в вузе взаимосвязаны со стилями студенческой вовлеченности, показала исследователь с помощью шести моделей (использовалась линейная регрессия). Зависимыми переменными были названные стили, а предикторами — четыре показателя распространенности практик нечестного поведения: скачивание работ из интернета, списывание на экзаменах, покупка работ, написанных на заказ, и «приобретение» оценок у преподавателя за деньги или за подарок.

Исследователь провела факторный анализ и выделила пять стилей вовлеченности в учебу. Три из них позитивны:

  • активное взаимодействие с преподавателями. С педагогом обсуждаются задания, проекты, специализация, карьерные планы. Он воспринимается как наставник, который может дать дельные советы.
  • вовлеченность в обучение: интенсивная (а часто и самостоятельная) работа на занятиях. Студенты решают задачи у доски, отвечают на вопросы, вызываются выступать с докладами, не избегают дополнительных заданий.
  • активное участие в дискуссиях на занятиях. Такие студенты могут использовать при обсуждении знания из разных курсов, то есть готовы к междисциплинарному, системному мышлению.

Четвертый стиль вовлеченности в учебу — негативный: невыполнение требований учебного процесса. Такие студенты срывают сроки выполнения заданий, нередко не готовятся к занятиям и отвлекаются на семинарах и лекциях.

Пятый стиль связан с посещаемостью лекций и семинаров.

Внимание педагога помогает лучше учиться

Первая модель увязывает активное взаимодействие с преподавателем и честность среды. Корреляцию с этим стилем вовлеченности имеют две переменные: восприятие распространенности на факультете скачивания работ и восприятие возможности списать на экзамене. Популярность этих практик отрицательно взаимосвязаны с частотой общения студента с преподавателями. То есть, чем активнее учащийся взаимодействует с педагогом, тем реже он списывает на экзамене.

Другая модель — для стиля «вовлеченность в обучение» — показала, что оценка распространенности списывания на экзамене отрицательно взаимосвязана с выраженностью вовлеченности. То есть, если студент активно работает в течение семестра, он, скорее всего, экзамен будет сдавать честно.

В то же время, есть положительная зависимость между оценкой популярности скачивания работ из Сети и вовлеченностью в обучение, а также между покупкой работ и вовлеченностью. Такой странный результат может быть связан с тем, что высокомотивированные студенты более критично оценивают поведение своих однокурсников (более склонны подтверждать экспансию мошенничества).

Мутная среда и плохая учеба — спутники

В модели «невыполнения учебных требований» есть положительная взаимосвязь между такой невовлеченностью и оценками трех характеристик образовательной среды. Это скачивание работ, списывание на экзамене и покупка работ. Нечестная образовательная среда в университете и игнорирование требований учебного процесса, таким образом, «родственные» явления.

«Вовлеченность в дискуссии на занятиях» отрицательно взаимосвязана с популярностью скачивания работ в интернете, а также с оценкой частоты покупных оценок.

Восприятие посещаемости лекций отрицательно взаимосвязано с оценками распространенности скачивания работ, списывания и покупки работ. Для оценки посещаемости семинаров значим один фактор: восприятие возможности без труда списать на экзаменах.

Таким образом, прозрачность образовательной среды и вовлеченность студентов в учебный процесс тесно взаимосвязаны. И наоборот: в нечестной среде пренебрежение учебой — не редкость.

Статья Натальи Малошонок «Как восприятие академической честности среды университета взаимосвязано со студенческой вовлеченностью: возможности концептуализации и эмпирического обучения» опубликована в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования»  в №1 за 2016 год. Исследование реализовано в рамках межвузовского проекта «Мониторинг студенческих характеристик и траекторий» (2013-2014 год).


***
В 2016/2017 учебном году Институт образования ВШЭ планирует к реализации программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по следующим направлениям:  
- стратегическое развитие образовательной организации,
- управление в образовании,
- проектирование образовательных программ,
- разработка тестовых материалов и формирование фондов оценочных средств,
- мониторинг системы образования и оценка качества образования,
- правовые и финансовые основы образовательной деятельности.
Подробнее тут.

***

См. также:

Отношение к списыванию в вузах определяет его масштабы
Мотивация студентов к учебе влияет на их перспективы

Успехи слушателей онлайн-курсов зависят от мотивации
Популярность отличников зависит от мотивации класса