• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методологический опыт проведения лонгитюдного исследования представлен на международном уровне

Ведущий эксперт Центра культурсоциологии и антропологии образования Института Образования Валерия Малик приняла участие с докладом в ежегодной конференции Общества лонгитюдных исследований и исследований жизненного пути (Society for Longitudinal and Life-Course Studies, SLLS), которая c 5 по 8 октября проходила в Институте по изучению образовательных траекторий им. Лейбница (Leibniz-Institut für Bildungsverläufe (LIfBi) в Бамберге, Германия. Организаторами форума стали LIfBi и Университет Бамберга.  

Эта международная междисциплинарная конференция объединяет исследователей, проводящих лонгитюдные исследования или использующих лонгитюдные данные. Конференция в этом году была посвящена образованию и называлась «Образование и жизненный путь: определяющие факторы и последствия неравных образовательных возможностей» («Education and the Life Course: Determinants and Consequences of Unequal Educational Opportunities»).

Мероприятие началось с пленарного доклада профессора социологии Ханса-Петера Блоссфельда (Hans-Peter Blossfeld, European University Institute, EUI), который рассказывал об итогах крупномасштабного сравнительного проекта по изучению неравенства в образовании EduLIFE. Представители почти двух десятков стран, в том числе России, участвовали в проекте, чтобы сравнить особенности проявления неравенства в образовании на разных этапах жизненного пути – от детского сада, до образования взрослых. Сотрудники Института образования Дмитрий Куракин и Диана Янбарисова участвовали в проекте на этапах анализа среднего образования и перехода "вуз − рынок труда" и использовали данные панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» (ТРОП).

Валерия Малик представила доклад, подготовленный совместно с Марией Озеровой (Фонд Общественное Мнение), в котором описывается комбинирование методов сбора данных в панельном исследовании ТРОП. Опыт исследования Института образования вызвал интерес у участников сессии – представителей различных лонгитюдных проектов из Австралии, Новой Зеландии и других стран, так как для многих подобных исследований актуальны вопросы о том, как одновременно использовать онлайн-опросы и более традиционные способы, и как это влияет на достижимость респондентов.

Валерия рассказала о своих впечатлениях о конференции и поделилась мыслями о практической пользе участие в ней для своих исследований: "Поездка на конференцию позволила представить результаты анализа методологического опыта проведения лонгитюдного исследования на международном уровне. В секции, посвященной лонгитюдным исследования, также рассматривались проекты из Австралии и Новой Зеландии. Участие показало, что тема доклада – комбинирование методов сбора данных при проведении лонгитюдного исследования – вызывает интерес у иностранных коллег и актуальна для них. Лишь немногие страны могут позволить себе проводить отдельные пилотные исследования, тестируя последствия совмещения методов, как например, в Understanding Society в Великобритании. В связи с этим представляется перспективной публикация наших результатов о методологических наработках на английском языке. Также хотелось бы отметить, что наметились планы по сотрудничеству в разработке новых лонгитюдных  исследований / панелей с Юттой фон Мориц (Dr. Jutta  von Maurice, Leibniz-Institut für Bildungsverläufe, LIfBi), одним из руководителей немецкого лонгитюдного исследования National Educational Panel Study (NEPS)".

 Презентация доклада В. Малик