• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Почему девушки не идут в математику

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Юлия Кузьмина, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ.

В математике — только юноши. Так, перефразируя название культового фильма, можно сказать об этой науке. Девушки математику не жалуют. К старшим классам школы они мало интересуются формулами и расчетами, а потому и не выбирают математическое будущее. В результате математика остается «мужской» сферой.

Возникает соблазн сексистских аргументов: мол, математика — не для женского ума. Но эти доводы опровергла сама история, известные женщины-математики. Среди них — гречанка Гипатия Александрийская, француженки Софи Жермен и Николь Лепот, англичанка, дочь поэта Байрона, Августа Ада Лавлейс и, конечно, русская Софья Ковалевская. И это только «чистая» математика, без учета дружественных ей наук.

На деле непопулярность математики среди девушек во многом связана со штампами массового сознания, показал ряд исследований. «Скучная», слишком сложная, «заумная» — так говорят об этой дисциплине обыватели. Да и школьные педагоги не всегда умеют увлечь подростков точной наукой.

В итоге к старшим классам девушки не только не интересуются математикой, но и часто не считают ее важной, общественно значимой, отметила Юлия Кузьмина. Между тем, нужность людям остается весомым аргументом для девочек при выборе профессии (в отличие от мальчиков). Отсюда и итог: женщины в математике — по-прежнему наперечет. Об этом исследователь рассказала в докладе «Гендерные различия в динамике математической самооценки и мотивации». Он прозвучал на международной конференции «Траектории и образовательный выбор» в НИУ ВШЭ.

Математика в опале

Исследователь изучила изменения интереса к математике у мальчиков и девочек от восьмого к девятому классу средней школы. В этом возрасте подростки всерьез задумываются о будущей профессии.

Учителя стараются убедить учеников, что математика пригодится им в будущем, показал опрос педагогов. Вопрос в том, насколько вообще силен этот аргумент.

Мальчики реагируют на него реже, девочки — чаще. Они больше задаются вопросом о том, почему нужно успешно учиться по предмету и что это даст впоследствии, отметила исследователь. Это так называемая инструментальная (внешняя) мотивация. У девочек она влияет на оценки по математике, у мальчиков — не связана с ними, выяснила Кузьмина.

Но здесь нужно учесть еще один момент. Девочки в принципе стараются хорошо учиться. Просто потому, что они больше мальчиков нуждаются в одобрении (об этом есть масса исследований), более чувствительны к нему.

В то же время, именно эта жажда одобрения, признания в итоге и отвращает девочек от математики.

Дело в том, что в массовом сознании эта наука не воспринимается как «самая полезная» для общества. Полезны, скорее, медицина, педагогика, химия, биология. Пренебрежительное отношение к математике усваивают и подростки. Девочки не видят в этой науке социальной значимости и не хотят идти в эту сферу. Они избегают области STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics), которая основана на математике.

Опрос показал, что в случае, если девушки понимали нужность математики, «они чаще говорили о том, что хотели бы идти в область STEM», сказала Юлия Кузьмина. В целом уровень инструментальной мотивации к занятиям математикой оказался у девочек ниже, чем у мальчиков.

Девушкам не хватает мотивации

И все же главное, что определяет выбор профессии, — это интерес к ней. Можно уважать математику, но чтобы посвятить ей жизнь, нужно еще и любить ее. Это так называемая внутренняя мотивация к изучению предмета. У старшеклассниц, как показало исследование, любовь к математике куда-то испаряется.

Причин может быть много: новые увлечения, сложность программы, недостаточные усилия учителя, усталость от школы (свидания и романы оставим в стороне). Так или иначе, в восьмом классе мальчики и девочки еще примерно одинаково любят математику. А в девятом классе девочки уже мало смотрят в «математическую» сторону.

Таким образом, в старшей школе у девушек падает любая математическая мотивация: и инструментальная, и внутренняя. При этом девочки ниже оценивают и свои способности в сфере математики (этот показатель у мальчиков выше уже в восьмом классе). И все эти моменты влияют на выбор профессии.

В такой ситуации было бы удивительно, если бы девушки строем шли в STEM. И ведь не идут. Женщины-математики остаются экзотикой.

Неженское дело

В России доля девушек среди выпускников факультетов физики и математики составляет около 20%, отметила Кузьмина со ссылкой на данные Росстата. Та же ситуация в области информационных технологий. Для сравнения: в биологии и химии доля девушек достигает 60%.

Даже если девушки заканчивают образование в области STEM, они гораздо реже остаются в ней, подчеркнула исследователь. При этом они чаще сосредоточены в биологии и химии, но гораздо реже идут в математику, физику и инженерию. Такой гендерный разрыв характерен для многих стран.

Для учителей и разработчиков программ по математике это повод задуматься. И изобрести новые хитроумные способы очаровывать детей точной наукой. Или хотя бы убедительно доказывать ее важность.

Работа опирается на лонгитюдное исследование «Траектории в образовании и профессии», а также на данные двух международных мониторингов: TIMSS (исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования) и PISA (программа по оценке образовательных достижений учащихся). В них участвовали одни и те же дети. TIMSS обеспечил данные по восьмиклассникам (выборка 4636 человек, 2011 год), а PISA — по ученикам девятых классов (выборка 2927 человек, 2012 год).

 

*****


Очно-заочные магистерские программы для учителей  истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут. 

Очные магистерские программы
 для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков "Доказательная образовательная политика" и "Измерения в психологии и образовании".

Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Бюджетные места. Иногородним студентам предоставляется общежитие. Уже осенью этого года у каждого студента будет возможность устроиться на работу в одно из подразделений Института.

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.